ANTONIO SALIERI. ARMIDA  <br>LES TALENS LYRIQUES <br>CHŒUR DE CHAMBRE DE NAMUR <br>CHRISTOPHE ROUSSET <br>APARTÉ Релизы

ANTONIO SALIERI. ARMIDA
LES TALENS LYRIQUES
CHŒUR DE CHAMBRE DE NAMUR
CHRISTOPHE ROUSSET
APARTÉ

Вновь обратившись к творчеству Сальери после выпущенного двумя годами ранее «Тарара», Кристоф Руссе и ансамбль Les talens lyriques выпустили диск с ранней оперой композитора «Армида» на лейбле Aparté. Так как к творчеству Сальери все еще обращаются редко, неудивительно, что это оказалась мировая премьера оперы в аудиозаписи. Диск получил премии журналов Gramophone и Opera.

Сюжет оперы о волшебнице Армиде, полюбившей рыцаря Ринальдо, восходит к эпизоду из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» и был положен на музыку многими известными композиторами: Ж. Б. Люлли, А. Вивальди, К. В. Глюком, Й. Гайдном, Дж. Россини и другими. Сальери взялся за либретто Марко Кольтеллини в 1771 году, когда ему было всего двадцать лет. Его вторая опера принесла композитору успех на мировой сцене и ставилась на протяжении нескольких лет, включая и постановку в Санкт-­Петербурге в 1774 году.

В 1770-е годы крупные музыкальные центры Европы переживали конфликт музыкальных направлений, когда последние отблески барочной эпохи накладывались на уже активно развивавшийся венский классицизм. Думается, что у камерного оркестра Les talens lyriques под управлением Кристофа Руссе отражается эта многогранность: в целом они следуют принципам аутентичного стиля в плане настройки инструментов, общей артикуляции и динамики, но порой и отходят от них. Нет столь привычного для современного слушателя клавесина – партия бассо континуо представлена виолончелью и фортепиано, чей тембр практически растворяется в общем звучании. В целом оркестровая ткань звучит насыщенно и с энергией, а облигатные соло гобоя украшают арии и дуэты. Органично вливается в атмосферу Камерный хор Намюра (руководитель Тибо Ленэр), которому нужно было изображать и страшных демонов, атакующих Убальдо, и милых прислужниц Армиды.

Как часто случается в антрепризах, каждый солист показывает индивидуальный стиль пения, который может не вполне гармонировать с целым: так, Эшли Ричес выбрал напористую, даже прямолинейную интонацию для Убальдо; это же, но в меньшей степени, характерно для Леннеке Руйтен (Армида), которая обычно более уточенна; напротив, Флори Валькетт (Ринальдо) и Тереза Иерволино (Исмена) свои партии поют гораздо певуче и плавнее. Возможно, Кристоф Руссе дал им указания усилить изначальные певческие свой­ства их персонажей: безусловно, властность Армиды, напор Убальдо, мудрость Исмены и некоторая пассивность Ринальдо ощущаются в тембрах солистов. Когда же звезды сходятся, то можно насладиться синхронностью пассажей в дуэте Армиды и Ринальдо из второго акта, точно рассчитанными перепадами состояния в терцете Армиды, Ринальдо и Убальдо в третьем акте. И, конечно, все действие приходит к финальной арии Армиды, где ее крепкий драматический тембр, наконец, слушается органично.

Качество продукции заслуживает самой высокой похвалы: в буклете полностью приведено либретто на нескольких языках, даны факсимиле страниц из автографа и зарисовки костюмов; также отображен поименный состав оркестра и хора. Несмотря на тяжелые условия, надеемся, что Les talens lyriques и дальше будет знакомить нас с менее известными операми.