Речь идет о сочинении Джованни Альберто Ристори «Ариадна» (1736), не так давно вернувшемся из небытия в театрально-концертную практику. Это событие могло бы стать сенсацией, но прошло на удивление камерно, без особой премьерной шумихи. А между тем дирижер Лариса Габитова и певица и режиссер Ирина Васильева, участники Мариинской постановочной бригады, сделали немалое дело. Открыв для себя и других эту считавшуюся утраченной оперу итальянского маэстро из Дрездена, они смогли достучаться и до Мариинского театра. Впервые «Ариадна» Ристори с их участием прозвучала в Петербурге в 2012 году в зале Капеллы и затем была поставлена в Волгограде «Царицынской оперой», а сегодня, спустя годы, «доросла» и до сцены второй столицы, собрав хорошую команду вокалистов, не побоявшихся неизвестного автора и незнакомого названия. Среди участников этой команды – титулованная Антонина Весенина и недавно взявшие лауреатство Конкурса имени Глинки Екатерина Савинкова и Иван Бородулин.
«Ариадна» Ристори на либретто Стефано Паллавичино (оперного соавтора более известных в наше время Хассе и Зеленки) использует известный миф, в котором безутешная влюбленная излечивается в новой любви. В этом оперной Ариадне помогают практически все персонажи, от ее друзей Главка и Климены до гостей Наксоса, приплывающих морем: певца Ариона, сатира Силена, наконец, Вакха – главного «врачевателя». Неожиданный «милосердный Август», которого наряду с влюбленной парой воспевают все в финале, – вовсе не новый герой под занавес, а саксонский правитель, заказавший Ристори партитуру к своему дню рождения.
Сюжет, открытый на заре оперного искусства Монтеверди, вдохновлял многих авторов вплоть до эпохи модерна (достаточно познакомиться с «Ариадной на Наксосе» Р.Штрауса, кстати, недавней премьерой Мариинки).
Однако нельзя сказать, что театр сделал акцент на постановке этого спектакля. Просто потому, что барочная опера не входит в круг больших интересов Мариинского, сосредоточенных сегодня в основном в области романтической оперы первой половины XIX века (Мейербер, Беллини, Россини). Оттого все было представлено достаточно скромно: выделен Зал Стравинского, в котором всю сцену занял оркестр, а певцам пришлось ютиться с боков или вообще быть выселенными «за борт»; костюмы и театральные мизансцены были минималистичны. Таким образом, исполнение оперы едва ли можно назвать заявленным полусценическим, скорее концертным.
В силу этих причин судить сегодня возможно только о музыкальной стороне постановки. Ристори написал виртуозную оперу для четырех сопрано, контратенора (но мог иметься в виду и тенор, учитывая, например, эпизод с пассажем через всю малую октаву) и баритона. Кастинг можно признать удачным: Лариса Габитова выбрала молодых солистов Мариинки, представивших этот материал заинтересованно и с соблюдением манеры (так, нередки были вставленные украшения в репризах арий). Три сопрано – Екатерина Савинкова (Ариадна), Антонина Весенина (речной бог Главк), Марина Техтелёва (певец Арион) – словно оспаривали друг у друга лавры выразительности. Несколько бледнее на этом фоне звучала Ирина Васильева в партии Климены, чья интонация была не всегда точна (что удивительно, поскольку для нее исполнение партии не было премьерным). Украсило постановку, придав ей черты аутентичности, приглашение на роль Вакха контратенора Ивана Бородулина, соединившего в своем тембре мужественность с мягкостью.
И все же из шестерых солистов, на наш взгляд, особо выделился баритон Максим Даминов, сыгравший предводителя сатиров Силена. Артист совершенно свободно и раскованно (по сюжету он всегда «под хмельком») чувствовал себя в роли, а его богатый звучный голос вносил энергию, юмор, задор во многие сцены оперы. Вот такого вживания в роль не хватило почти всем остальным участникам – казалось, что артисты более сосредоточены на пении, нежели на представлении своего персонажа во всей полноте. Тем не менее невозможно не отметить хрупкую Марину Техтелёву в партии Ариона, покорившую своим насыщенным и терпким, как вино, сопрано. Ей особенно удались нежные, спетые на длинном дыхании эпизоды. Фурор под конец произвела и Антонина Весенина своей, пожалуй, самой виртуозной в «Ариадне» арией, спетой на подъеме чувств и с предельной точностью в колоратурах.
Лариса Габитова взяла на себя роль не только дирижера, но и клавесинистки (как это и происходило при жизни автора оперы), и была убедительна в этом, свободно и чутко аккомпанируя певцам в речитативах. Кстати, в постановке в Волгограде были разговорные диалоги, так что можно говорить о том, что именно в Мариинском театре удалось осуществить полноценную реконструкцию во всех деталях. Относится это и к аутентичной манере, с которой пришлось столкнуться оркестру, и где еще предстоит достаточно работы в плане гибкости в ансамблях, ведь в партитуре Ристори немало коварных смен темпов. По словам Ларисы Габитовой, «в подготовке оркестра внимание уделялось именно “мышлению барокко”, которое отличается от классицизма более короткими фразами, преобладанием неустойчивых ступеней, особенностью украшений, импровизацией, переносом ритмических акцентов. Высочайшего класса музыканты оркестра Мариинского театра с удовольствием погрузились в этот мир, столь редко охватываемый большими оперными сценами».
Но в целом исполнение оставило сильное впечатление, и, несомненно, барочная «Ариадна» на Мариинской сцене – событие, без преувеличения, многообещающее. Дошлифовав детали, дав опере полноценное сценическое решение и большую сцену, театр вполне мог бы удовлетворить стойкий интерес публики к старинной музыке, сформировавшийся на концертах Страдивари-ансамбля и оперных гала с дирижером Михаилом Шехтманом и целым рядом замечательных мариинских певцов.