AROUND BEETHOVEN <br>HAYDN. MOZART. BEETHOVEN <br>ARRANGED BY GEORG DRUSCHETZKY AND ARCHDUKE RUDOLPH <br>WIND INSTRUMENTS ENSEMBLE «L’ESPRIT DU VENT» <br>ARTISTIC DIRECTOR PHILIP NODEL <br>MOSCOW CONSERVATORY RECORDS Релизы

AROUND BEETHOVEN
HAYDN. MOZART. BEETHOVEN
ARRANGED BY GEORG DRUSCHETZKY AND ARCHDUKE RUDOLPH
WIND INSTRUMENTS ENSEMBLE «L’ESPRIT DU VENT»
ARTISTIC DIRECTOR PHILIP NODEL
MOSCOW CONSERVATORY RECORDS

«Слишком много Бетховена!» – хотелось бы в сердцах воскликнуть, вспоминая 2020 год. Однако Бетховена не может быть слишком много!

Участники ансамбля L’esprit du Vent (с французского это символичное и поэтичное название переводится как «Дух ветра») сумели не только ярко и самобытно обратить на себя внимание в разно­образной и «разнокалиберной» юбилейной бетховениане, но и преподнести любителям музыки оригинальный и по-настоящему драгоценный подарок. Диск под названием «Around Beethoven» («Вокруг Бетховена») явился результатом и кропотливой исследовательской работы, и, можно сказать, рупором целого философского направления в исполнительском искусстве.

Все участники ансамбля – убежденные «аутентисты», ставят перед собой задачу воссоздания точного звучания музыки прошлого, воскрешения и пропаганды произведений, которые по разным причинам были незаслуженно забыты.

Музыканты не просто обратились к творчеству Бетховена и его современников. Они пошли по пути создания исторически достоверного портрета бетховенской эпохи. Неожиданного портрета! На этом пути они – настоящие первооткрыватели, наглядно доказывающие истинность выражения «Новое – это хорошо забытое старое». Перед нами «коллекция» сочинений для ансамбля духовых инструментов – того, что во времена Моцарта и Бетховена было принято называть Harmoniemusik, или гармонической музыкой (она включала как оригинальные произведения, так и транскрипции). Кстати, именно ансамбли гармонической музыки можно смело считать прообразом духового оркестра.

Программа «Вокруг Бетховена», разумеется, имеет «центральной точкой» и кульминацией произведение самого Бетховена – Септет (ор. 20) в переложении для октета духовых и контрабаса Георга (Йиржи) Друшецкого (этот незаурядный музыкант воскрешается из неизвестности стараниями коллектива Ноделя). Но начинается все, как и положено, с истоков. Партита си-бемоль мажор учителя Бетховена Йозефа Гайдна в «соавторстве» с тем же Друшецким представляет собой свое­образное попурри: собранные в единое четырехчастное произведение темы из совершенно разных сочинений Гайдна, от фортепианных концертов до «Прощальной симфонии».

Сразу отметим яркую игру Филиппа Ноделя и Павла Загребаева, которые мастерски справляются со значительными техническими трудностями партий гобоя. Также настоящими виртуозами показали себя фаготисты Михаил Шиленков и Ярослав Кострыкин и кларнетисты Валентин Азаренков и Дарья Вершинина – партии фагота в Allegro и партии кларнета в Rondo по-настоящему испытывают музыкантов на прочность. Но при этом в целом Партиту отличает непринужденная танцевальность, прозрачность и даже некая хрупкость звучания.

Чтобы «закольцевать» сверхзадачу, к учителю нужно добавить ученика. Эрцгерцог Рудольф, ученик Бетховена и его меценат, сделал транскрипцию фортепианной Сонаты в четыре руки фа мажор KV 497 Моцарта, бывшего для Бетховена кумиром. Наиболее драматичная и сложная по содержанию, она, пожалуй, несколько контрастирует с общим «позитивом» программы. Однако то «пленэрное» звучание ансамбля, о котором уже говорилось, сглаживает «настроенческий диссонанс» и даже усиливает впечатление от следующего за сонатой произведения «героя торжества».

В бетховенском Септете музыканты L’esprit du Vent продемонстрировали наибольшее звуковое разнообразие. Пожалуй, переложение даже выиграло в тембровом отношении по сравнению с оригиналом. Беззаботное, энергичное, по-настоящему веселое сочинение Бетховена, которое он сам не ­особенно-то ценил, в прямом смысле слова заиграло новыми красками. И в нем во всем блеске раскрываются Евгений Долгий и Федор Яровой – великолепные валторнисты ансамбля. Не говоря уже о контрабасе Мирослава Максимюка – «басовом стержне» всей программы, в которой «Дух ветра» отлично передал дух времени.

Канчели: Музыка театра и кино для кларнета и фортепиано </br>Полина Осетинская, Юлиан Милкис </br>Мелодия Релизы

Канчели: Музыка театра и кино для кларнета и фортепиано
Полина Осетинская, Юлиан Милкис
Мелодия

Thomas Adès: Märchentänze, </br>Hotel Suite from Powder Her Face, Lieux retrouvés & Dawn </br> Pekka Kuusisto, Tomas Nuñez, </br>Finnish Radio Symphony Orchestra, Nicholas Collon </br> Ondine Релизы

Thomas Adès: Märchentänze,
Hotel Suite from Powder Her Face, Lieux retrouvés & Dawn
Pekka Kuusisto, Tomas Nuñez,
Finnish Radio Symphony Orchestra, Nicholas Collon 
Ondine

Evan Johnson </br>L’art de toucher </br>Another Timbre Релизы

Evan Johnson
L’art de toucher
Another Timbre

Шопен. Концерты для фортепиано с оркестром </br>Екатерина Мечетина </br>АСО Московской филармонии </br>Юрий Симонов </br>Мелодия Релизы

Шопен. Концерты для фортепиано с оркестром
Екатерина Мечетина
АСО Московской филармонии 
Юрий Симонов 
Мелодия