Персона

Артем Макаров: я – за разумный риск

Артем Макаров:  я – за разумный риск

Главный дирижер Башкирского театра оперы и балета Артем Макаров (АМ) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК) специально для читателей «Музыкальной жизни» о том, как шла подготовка премьеры

АМ «Царская невеста» – самая первая опера, которую я еще ребенком увидел в нашем театре. Неподалеку расположена моя школа, и в то далекое время нас целыми классами приводили на оперные и балетные постановки. Помню, что спектакль закончился поздно – шел без купюр, с тремя антрактами, предусмотренными в партитуре. Я никого не предупредил дома, что пойду в театр, и родители очень волновались, когда я вовремя не вернулся домой…

ЕК Идея постановки «Царской невесты» ваша?

АМ Да, моя. Хотя, признаюсь, сначала обсуждалось другое название, от которого по некоторым причинам пришлось отказаться. Я предложил тогда еще приглашенному, а сейчас главному режиссеру Филиппу Разенкову несколько других названий, и после недолгого обсуждения мы остановились на «Царской невесте».

ЕК Для оркестра это трудная партитура, по сравнению, скажем, с другими операми Римского-Корсакова?

АМ И да, и нет. Мне много раз приходилось на концертах дирижировать отдельные номера из «Царской», но когда во время подготовки спектакля я взглянул на партитуру в целом, то поразился, что не замечал, насколько она графически красива! Четкая и ясная структура, гармоническая и тембровая выстроенность, фактурное разнообразие, а какой мелодизм, какой психологизм музыки! «Царская невеста» – гениальная опера, может быть, одна из лучших в творчестве Римского-Корсакова.

ЕК Концепция режиссера должна каким‑то образом найти отражение в музыкальной интерпретации, в эмоциях, которые вкладывает певец в свою партию. Это ведь вопрос и темпов, и артикуляции, и оттенков… Вы действовали согласованно?

АМ Я обычно доверяю режиссерам, с которыми работаю. Еще на этапе сдачи макета и эскизов, когда обсуждался будущий спектакль, концепция, предложенная Ф. Разенковым, мне показалась интересной, необычной. Требования режиссера от певцов в работе над образом безусловно отражаются в исполнении, так и должно быть! И тут не возникло каких‑то противоречий между нашими представлениями, в основном совпадавшими. Единственный момент разногласия касался расстановки певцов на сцене. Оркестровая фактура оперы довольно насыщенная, певцы часто оказывались в глубине, и я где‑то просил, а где‑то настаивал, чтобы мизансцены выстраивались с учетом акустических нюансов, даже не столько для баланса, а чтобы не возникало эффекта «удаленного» пения.

ЕК Вы – ученик Геннадия Рождественского. Наверное, видели в Большом театре «Царскую невесту» с его участием. Был ли внутренний диалог с этим спектаклем?

АМ Конечно я слушал и смотрел многие варианты «Царской», в том числе и постановку Большого под руководством Г. Рождественского. Мне очень многое понравилось в его трактовке, например, темпы, в целом – более сдержанные, чем обычно. На мой взгляд, музыка от этого только выигрывает. Ну и, конечно, гениальность Геннадия Николаевича в том, что он находит практически в любой партитуре что‑то такое, что никто не замечает. Это касается абсолютно всего: нюансов, штрихов, каких‑то акцентов и т. д.

ЕК Диляра Идрисова нам знакома в амплуа барочной певицы. Это ее дебют в русском репертуаре?

АМ В нашем театре – да. А вообще, и Диляра, и некоторые другие наши солисты, когда появляются в несколько непривычных для себя амплуа, то идут на это по моей инициативе. Люблю экспериментировать, но я – за разумный риск и иду на него тогда, когда уверен в хорошем результате. В «Искателях жемчуга» Зургу у меня поет Артур Каипкулов, бас, которого я сознательно поставил на баритоновую партию, так как знал, что верхний регистр будет звучать у него ярко и мощно, и в итоге получилось здорово. Аналогично с Дилярой Идрисовой: мне пришлось уговорить ее рискнуть взяться за эту партию. На первых репетициях она пела в привычной для себя, немного камерной, собранной манере, и ей пришлось значительно перестраиваться для Марфы, так как русская музыка требует совершенно другого отношения к звуку, другого объема, посыла. Но, несмотря на свою молодость, она достаточно умная певица и росла «на глазах», раз от раза прогрессируя в течение всего репетиционного цикла. Ее результатом на премьере я очень доволен.

ЕК Есть ли еще оперы Римского-Корсакова в вашей афише?

АМ Идет «Снегурочка», а в феврале в Малом зале мы покажем премьеру «Моцарта и Сальери». Надеюсь, в будущем в нашей афише появятся и другие его шедевры.

Филипп Селиванов: <br>В Геликоне возможно все! Персона

Филипп Селиванов:
В Геликоне возможно все!

Марко Никодиевич: <br>Сегодня музыкантам нужен живой контакт со слушателем Персона

Марко Никодиевич:
Сегодня музыкантам нужен живой контакт со слушателем

В своем творчестве композитор Марко Никодиевич с легкостью соединяет акустические инструменты и электронику, симфонический оркестр и эстетику техно.

Олег Пайбердин: <br>За качество отвечаю Персона

Олег Пайбердин:
За качество отвечаю

Один из лучших российских коллективов, исполняющих современную музыку, ансамбль «Галерея актуальной музыки» празднует десятилетие.

Владимир Юровский: <br>Мы руководствовались принципом «спасать» композиторские имена Персона

Владимир Юровский:
Мы руководствовались принципом «спасать» композиторские имена

Сегодня в Московской филармонии открывается фестиваль актуальной музыки «Другое пространство».