Юбиляр этого года, Арво Пярт (р. 1935) сегодня является одним из самых востребованных современных академических композиторов. За полвека творческой деятельности Пярт обращался к различным жанрам духовной музыки. Это и опусы для православной церкви, и григорианский хорал, и ренессансная полифония. Пярт пишет преимущественно медитативную музыку, в основе которой лежит разработанная им индивидуальная техника композиции – tintinnabuli. «Я обнаружил, что бывает достаточно, когда красиво сыгран один-единственный тон», – признался композитор. Однако прежде чем он нашел свой оригинальный язык, который исследователи называют также «сакральным минимализмом» или «новой благозвучной музыкой», он экспериментировал с серийностью двенадцати тонов и техникой коллажа.
На диске ансамбля Gloriæ Dei Cantores собраны хоровые опусы композитора для различных составов. Три сочинения для хора a cappella – Peace Upon You, Jerusalem («Мир тебе, Иерусалим») для женского хора с тембрально высветленным ясным звучанием, а также две партитуры для смешанного хора. Magnificat построен на антифонном сопоставлении групп мужского и женского хора и контрастном, наполняющем храмовую акустику полнозвучном фортиссимо в tutti; Nunc dimittis («Ныне отпущаеши») – сосредоточенная атмосферно звучащая композиция с ламентозными интонациями. Отмечу органично выстроенный ансамблевый баланс и редкие для западных хоров насыщенные басы с отличным профундовым тембром.
Партитура L’abbé Agathon («Аббат Агафон») представлена в третьей редакции 2008 года для струнного оркестра, смешанного хора и двух солистов. Сочинение воскрешает сцену из древней легенды IV века о случайной встрече отшельника Агафона и прокаженного. Изысканная экспрессия французского языка у певцов усиливается тембрами альтов и виолончелей.
Salve Regina («Славься, Царица небесная») в первоначальной версии для хора и органа (2001) представляет собой образец исключительно естественного сочетания тембров и погружает слушателей в атмосферу католического собора, где эффект «застывшего» времени становится осязаемо экзистенциальным.
В одном из самых грандиозных хоровых полотен композитора для хора и оркестра – Stabat Mater («Стояла Мать скорбящая») – переданы и мучительные страдания, и безграничное чувство любви Марии, стоящей у подножия креста, на котором распят ее сын.
Еще до того, как сформировался его оригинальный стиль, Арво Пярт впитывал различные влияния, среди которых оказался и григорианский хорал, услышанный композитором в одном из книжных магазинов по радио. Словно божественное озарение, он открыл композитору окно в другой мир. «В одно мгновение стало понятно, насколько глубок и чист этот мир», – говорит он. Композитор фиксирует в своих дневниках мелодии григорианских хоралов, которые послужили интонационным фундаментом его техники «тинтиннабули». Исследователи нарекли ее «теологией», в которой запечатлен процесс поиска правды, красоты, чистоты и заключена метафора единства любви и веры.
Обращение к творчеству Арво Пярта стало закономерным шагом для ансамбля Gloriæ Dei Cantores (дословно: «Певцы во Славу Божию»), поскольку григорианский хорал является неотъемлемой частью их репертуара и в то же время основой, на которой зиждится их интерпретация западноевропейской музыки.
Коллектив основан в 1988 году, и за это время участники хора освоили более 200 авторских произведений различных эпох: от средневекового григорианского хорала до сакральных произведений XXI века. Хор активно гастролирует, в том числе трижды побывал в России и выступал в самых известных залах, включая столичные Большой зал Московской консерватории и Концертный зал имени Чайковского. В рамках популяризации лучших образцов религиозной музыки несколько лет назад участники коллектива приступили к изучению творческого наследия Арво Пярта под руководством Ричарда К. Пагсли, который возглавил коллектив Gloriæ Dei Cantores около 15 лет назад. Особое погружение каждого из певцов в стиль Пярта создает необыкновенную молитвенную атмосферу при исполнении его музыки: происходит ли это в рамках гастрольных выступлений или серии концертов в Церкви Преображения Господня в Орлеане (США, штат Массачусетс). Их репертуар также включает самые масштабные работы Пярта – Passio и Berliner Messe.
Неоднократно исполняя хоровые сочинения, записанные на этом альбоме, с Камерным хором Московской консерватории, будучи соорганизатором Международного музыкального фестиваля «Зеркало в зеркале», проводимого ежегодно с 2015 года в честь Арво Пярта и его современников, считаю важным рекомендовать данный диск в вашу фонотеку современной музыки.