Аспекты триумфа События

Аспекты триумфа

XIX фестиваль «Триумф джаза» выбрал одной из своих площадок Светлановский зал Дома музыки. СРЕДИ участников – ​приглашенные гости и отечественные музыканты

Первый день продемонстрировал диапазон фестиваля – и стилистический, и социальный. Дом музыки встречал длинной очередью на вход, дисками лейбла Butman Music, бодрыми аккордами джазового фортепиано в фойе и пафосным, почти «академическим» конферансом. Открывавший форум Игорь Бутман шутил на тему хоккея и джаза, Газпрома и джаза. Закончил он так: «Я все сказал! Хау!» Думается, молодежь эту ассоциацию могла и не понять, а ее в этот день было особенно много, ждали главную «вишенку» на фестивальном пироге – ​Роберта Гласпера.

ПОЛЮСА СТИЛЯ

Открыл концерт Иннокентий Иванов и Ivanov Vibe Band (группа с участием струнного квартета) фьюжн-программой «Симфо-джаз» и этно-сюитой «Картины мира». Затем играл Квартет Игоря Бутмана. Гитарными соло с неожиданно-роковыми тембрами выделился Евгений Побожий, он был заметной фигурой в программе. Сет также запомнился блестящее соло барабанщика Эдуарда Зизака, оно вызвало овации. Но «большие» аплодисменты публика в этот день приберегла для заморского гостя.

К началу сета Гласпера зал был заполнен. Грэмминосный музыкант почитал рэп, вызвав восторг «своей» публики. Сам он много говорил, его трио играло при участии диджея. Ритм-секция, благодаря сэмплам, звучала очень насыщенно, мягко импровизирующее фортепиано создавало звук, будто из другой вселенной. Впечатлил финал – более чем двадцатиминутная психоделическая композиция «Levels», написанная неосоул-исполнителем Билалом. Обстановка живо напомнила поп-концерт, кто-то уходил из зала. Для любителей чистоты жанров было мало – кому джаза, кому хип-хопа. Но крики «бинго» и «У‑у!» вовсю веселившегося народа наводили на мысль, что джаз у нас, пожалуй, становится излишне академичным и официозным, а ведь можно создавать совершенно другую атмосферу.

Игорь Бутман, Евгений Побожий

НАСТРОЕНИЕ БУДУЩЕГО

Особое внимание хотелось уделить гала-концерту лауреатов V Всероссийского фестиваля-конкурса «Детский Триумф джаза». Студенческий оркестр Училища духового искусства начал с симфонической поэмы Гершвина «Американец в Париже» и продолжил его же «Summertime». Прозвучало все очень свежо и звонко. Порадовали оптимистичные вокалистки Карина Кагермазова и Мария Петрова, запомнился харизматичный пианист Нестор Смышляев и сеты вокальных ансамблей ShooBaDooBa и «КВИНЧ». Художественный руководитель конкурса Павел Овчинников призывал спеть «Караван», прозвучали «Água de Beber» Антонио Карлоса Жобима и «Body and Soul» Джонни Грина, композиции Дэйва Грузина и Чарли Паркера. Тимофей Дроманов (гитара) сыграл «Неудачное свидание» Александра Цфасмана – редкий пример, когда звучала отечественная джазовая классика.

Апофеоз концерта – исполнение «Li’l Darlin’» Нила Хефти и долгожданного «Каравана» одновременно пятью оркестрами, по очереди выходившими на сцену. В этой истории – эмоционально правильные взаимоотношения – и ирония, и мотивация. Дети видят звезд и видят цель – ни концерты в московских клубах, ни гастроли в Соединенных Штатах, ничто в наше время не является чудом. Зал, полный родителей и музыкантов – без случайных и досужих людей, создавал особую атмосферу. Какой будет музыка следующих эпох? Импровизационной? Роботизированной? В любом случае, это мы, музыканты и зрители, формируем ее здесь и сейчас.

Вечером этого дня выступили супербасист Ришар Бона, группа одного из лидеров современного джаза барабанщика Саши Машина и квинтет Бутмана, который получился из квартета с добавлением пианиста и вокалиста Олега Аккуратова. Сыграли, в том числе, и блестяще прозвучавшую еще одну отечественную тему – хит Геннадия Гладкова «Луч солнца золотого».

Даниил Аристов

ЗВЕЗДЫ НАСТОЯЩЕГО

Третий день – финальный и аншлаговый. Зарубежными звездами этого дня была группа Нильса Вюлькера (Nils Wülker Group, Германия), исполнявшая виртуозный фьюжн. Бутман вышел на сцену вместе с актером Стивеном Сигалом и сказал: «Мы не могли его не позвать – он обещал сыграть на следующем фестивале!» Голливудская звезда неплохо исполняет блюз, анонс следующего «Триумфа джаза» состоялся.

Вслед за квартетом и квинтетом Бутмана зрители увидели и биг-бэнд. Оркестр сыграл «Things Ain’t What They Used To Be» Мерсера Эллингтона, Аккуратов спел «I Can’t Give You Anything But Love» и «Nature Boy». Пьеса прозвучала блестяще, получилась драма в джазе, автора аранжировок Николая Левиновского встретили очень тепло.

С биг-бэндом пела Лорин Толезе – победительница конкурса Сары Воан. Олег Аккуратов занял там второе место. «Мы пригласили ее, чтобы проверить объективность жюри!» – иронизировал Бутман. Лорин запомнят: девушка «джазовой» комплекции с глубоким голосом и вырезом на серебристом платье активно жестикулировала, поднимала настроение. С Аккуратовым она спела дуэтом «Tea For Two».

УДОВОЛЬСТВИЕ В РАЗВИТИИ

Одно из главных итоговых ощущений – Бутман и сам получает удовольствие от процесса. Между тем, как он играет джаз и как ведет концерт, есть заметная разница – в музыке он сосредоточен, экстравертен и напорист, а в конферансе царит ирония и поиск второго смысла.

Выделим два направления развития жанра. Во-первых, поиск талантов, который уже дал, например, и Ярославу Симонову, и Олега Аккуратова. Во-вторых, это образовательная программа фестиваля, которая включала и популярные лекции, и мастер-классы звезд. Появляются и центры креативной музыки в разных городах страны – один из концертов второй год подряд прошел в Туле – пусть их будет больше. Эти аспекты существуют в единстве и показывают уровень развития музыки – и как бизнеса, и как стиля, и как вида досуга, и как способа творчества.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»