Аутентичность в эпоху перемен События

Аутентичность в эпоху перемен

Алексей Любимов дважды выступил в Москве на историческом рояле J. Becker 1900 года

4 декабря пианист выступил в сопровождении оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина в Большом зале «Зарядья», а 6 декабря представил сольный вечер в рамках «Рахманинов-феста» в «ГЭС-2». На первый взгляд, оба концерта объединяла не только фигура исполнителя, но и дух концептуальной современности, витающий на обеих площадках. Два вечера, формально не связанных между собой, дополняли друг друга по принципу контраста: лидер отечественного аутентичного движения предстал в различных ипостасях.

Программа концерта в Большом зале «Зарядья» была выстроена по устоявшейся схеме: в первом отделении прозвучала увертюра «Кориолан» и Третий фортепианный концерт Бетховена, во втором – Первая («Весенняя») симфония Шумана. Особые ожидания были связаны с оркестром Musica Viva: его художественный руководитель Александр Рудин c недавних пор также возглавляет прославленный РНО, и плодотворный симбиоз двух коллективов в таких условиях кажется практически неизбежным. Тем не менее выступление оркестра в этот вечер оставило неоднозначное впечатление. С одной стороны, важно отметить мастерство музыкантов как в виртуозных оркестровых соло, так и в слаженности внутри отдельных групп. Убедительно эти достоинства раскрылись в интерпретации симфонии Шумана, отличавшейся теплотой и проникновенной искренностью. В то же время нельзя назвать безупречно сложившимся в этот вечер ансамбль Musica Viva и Алексея Любимова. Поздний стиль прославленного пианиста отличает прихотливая изменчивость трактовки, гибкая и подчас парадоксальная детализация музыкальной мысли, и оркестр далеко не всегда был «на одной волне» с солистом в этом контексте. Александр Рудин как дирижер, кажется, стремится к демократизму сотворчества в сценических взаимоотношениях со своими «подчиненными». Такой стиль музыкального руководства может быть продуктивен сам по себе, но рядом с пианистом с сильной и властной творческой энергетикой (каким является Алексей Любимов) необходимо также становиться «диктатором», подчиняющим оркестр совместной воле двух лидеров.

В программе сольного вечера Алексея Любимова в «ГЭС-2» акцент был сделан на сочинениях Йозефа Гайдна: его творчество, как подчеркнул во вступительном слове пианист, остается в тени коллег по венской классической «троице», но в изобретательности Гайдну нет равных во всей музыкальной истории. В интерпретации Алексея Любимова на первом плане – именно изменчивость, игра, двойственность добродушного юмора и высокой трагедии. Значимой в этих условиях становится музыка сама по себе, а не конкретные детали интерпретации. Три сонаты Гайдна стали стержнем программы: Первая и Пятая сонаты Бетховена на их фоне словно отошли на второй план. Пианист с очевидностью подчеркивал преемственность последних по отношению к гайдновскому стилю, открыв в них прихотливые фактурные арабески и юношескую конфликтность в духе клавирной музыки Карла Филиппа Эмануэля Баха.

Концерт Алексея Любимова, последний в ряду событий первого этапа «Рахманинов-феста» в «ГЭС-2», стал в духе общей концепции фестиваля еще одним примером «обратного хода времени»: патриарх отечественного аутентичного движения, бесспорно принадлежащий уходящей эпохе, подвел черту под выступлениями своих младших коллег, чье место история неизбежно определит уже в наступающей эре. Эпоха перемен, как представляется, очевидна сейчас не только в историческом, но и в культурном «временном разрезе»: будущее скрыто от нас в тумане  и угасании прежних маяков. Остается надеяться лишь на пророчество Поэта, сулящее блаженство посетившим сей мир в его минуты роковые.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.