29 октября одному из крупнейших отечественных композиторов Георгию Петровичу Дмитриеву исполнилось бы 80 лет. Жизнь Дмитриева, оборвавшаяся в 2016 году, была тесно связана с Россией. Имея активную гражданскую позицию, композитор во всех своих начинаниях преследовал главную цель – развитие культуры у себя на Родине. Самобытный авторский характер музыки Дмитриева – согласно его определению, «авангардный консерватизм» – совмещает преемственность русских традиций и новаторства. По произведениям композитора можно буквально проследить основные вехи истории России, которые всегда сочетаются с самыми актуальными тенденциями в области музыкального искусства, отражая живое дыхание времени.
В одном из интервью Дмитриев говорил: «Я нашел свою тему еще на грани 70-х и 80-х годов», «[произведения этих лет] объединяет найденная мною тогда русская идея, идея религиозной духовности». Личные установки композитора совпали с общим интересом людей культуры и искусства этого времени к событиям отечественной истории: освобожденные от идеологических установок, они подвергались переосмыслению. Хроника, летопись исторического прошлого нашла ярчайшее воплощение в таких масштабных произведениях Дмитриева, как оратория «Из “Повести временных лет”», Вторая симфония «На поле Куликовом», Симфоническая хроника «Киев», а эпизоды революционного времени, Гражданской и Великой Отечественной войны представлены в хоровой симфонии-концерте «Китеж всплывающий». Композитор обращается к выдающимся личностям в истории нашей страны: святым Борису и Глебу, игумену Филиппу, последнему русскому царю Николаю II в хоровой симфонии «Праведная Русь», князю Александру Невскому, святой Евфросинии Московской, святой Елизавете Феодоровне, святому Серафиму в «Симфонии ликов», игумену Савве Сторожевскому в кантате «Преподобный Савва Игумен».
В произведениях Дмитриева находят выражение как канонические тексты, церковнославянское слово, так и поэзия XIX столетия, Серебряного века и современности. Цитаты из русской православной традиции, стилизации знаменного распева достигают удивительной органичности с атональностью, серийной техникой, кластерно-сонорными эффектами.
Универсальный сакральный символ – икона – становится у Дмитриева основой не только хоровых духовных сочинений, в числе которых «Владимирская Богоматерь» для хора и солирующего тенора, но и композиции «Икона» для исполнителя на металлических ударных инструментах и 48-голосного струнного оркестра (или магнитофонной ленты), в которой Дмитриев соприкасается также с направлением музыкального минимализма, с серийной техникой. Концепция произведения предполагает создание определенного звукового пространства, звукового фона, и использование свойств электронной музыки способствует этой задаче.
И в оркестровой, и в вокальной музыке особое внимание Дмитриев уделяет тембровому началу, звуковому образу. Особая «пространственная дифференциация звуковых полей» в музыкально-хореографическом движении «Сантана» достигается конкретным расположением исполнителей на сцене. Солирующие инструменты, инструментальные ансамбли, хоровые и оркестровые группы располагаются на сцене так, что образуются самостоятельные звуковые планы и «блуждающий» звуковой рельеф, деление на «фундамент» и на «звуковую поверхность произведения». Примечательно, что размышления Дмитриева об образном понятии «сантана», относящемся к древней индийской философии, происходили опосредованно, через обращение к картине Николая Рериха «Река жизни». «Образ колеблющегося пространства» в музыкальной фантазии «Ледостав-ледоход» (для ансамбля ударных инструментов и двух струнных оркестров) Дмитриев передает с помощью рационально организованной «графической» оркестровой фактуры. Два струнных оркестра, окруженные и разделенные ударными, располагаются на сцене по принципу зеркального отражения друг друга, что усиливает пространственно-акустический и иллюстративный эффект, выводя определенные партии инструментов в эпицентр звукового поля, буквально оживляя в звуках движение льдин, увлекаемых стихией воды. Природный процесс льдообразования становится у Дмитриева символическим отображением государственного устройства и неизбежностью революционных преобразований: данные идеи были почерпнуты композитором из труда Ленина «Государство и революция».
Темброво-звуковые открытия достигаются и сугубо музыкальными средствами в сочинениях для большого симфонического оркестра и камерно-инструментальных составов. Композитор использует многослойную организацию формы, диалогическую драматургию, вводит прием авторского комментария. Данные принципы организации оркестровой ткани он осмысливает теоретически в исследовании «О драматургической выразительности оркестрового письма» и одновременно выстраивает на их основе драматургию многих своих музыкальных произведений. Например, в эпизоде «Вечный бой» Второй симфонии многослойность реализуется на уровне оркестровых групп, каждая из которых имеет свои темброво-фактурные особенности и динамику развития.
Поиски композитора приводят к новым решениям, что видно даже на уровне графического нотного текста. Дмитриев отражает в партитуре Симфонии только те оркестровые группы (или подгруппы), которые задействованы в музыкальном изложении материала, что выявляет свойственное композитору мышление фактурно-тембровыми пластами. Представленные в нотном виде графические изображения круга и солнечных лучей связаны с «предзнаменованием» победы, и их введение способствует зримому прочтению авторского замысла.
Использование современных композиторских техник направлено у Дмитриева на решение самых разных задач, в том числе темброво-звуковых. В Третьей симфонии Misterioso, проникнутой духовными, сакральными идеями, оркестровые tutti создаются за счет привлечения техник алеаторики, пуантилизма, исполнительских приемов glissando, tremolo, в результате чего точная звуковысотность не вычленяется слухом и возникает сонорный эффект. Выстраивая сонорные tutti с помощью вариативных средств, Дмитриев получает вибрирующие звуковые комплексы, в которых абсолютизируется колористическое начало.
Оригинальные замыслы Дмитриева составили базу для реализации современных авангардных поисков в области музыкально-стилевых решений. Самобытные рационально-конструктивные принципы музыкального мышления проявились у Дмитриева в особой организации звукового пространства, достигаемые средствами фактурно-тембровой дифференциации, расположением исполнительского состава участников на сцене, привлечением новшеств конкретной и электронной музыки. Представление об «авангардном консерватизме» Дмитриева включает мысль о том, что любые новаторские поиски должны базироваться на национальной русской почве. Прочная связь с русскими традициями проявляется у Дмитриева и на уровне тем и образов, и по средствам преемственности в области музыкального языка.
Творчество Дмитриева содержит многие черты, характерные для поставангарда, при этом оно все же остается достаточно консервативным. За бортом интересов композитора остались эпатаж и эстетика необременительного развлечения, вся его музыка подчинена содержательному, духовному, социально значимому. Многогранная деятельность Дмитриева, связанная главным образом с Москвой, также была направлена на всестороннее развитие академической музыки. Вспомним организаторские способности автора, проявленные в Союзе композиторов Москвы, Русском музыкальном товариществе, Общероссийском общественном движении «Россия Православная», творческие контакты с хоровым дирижером В. С. Поповым, Академией хорового искусства и различными коллективами. Дмитриев ратовал за развитие музыкального образования в России, вел научную и преподавательскую деятельность в вузах и музыкальных школах. Дмитриев был одним из первых среди отечественных композиторов, обратившихся в последней трети XX столетия к созданию православной музыки, именно ему принадлежит заслуга возрождения жанра Всенощного бдения.
Напоследок хочется сказать несколько слов о Георгии Петровиче как Человеке. Именно с большой буквы. Он всегда с уважением относился к коллегам, помогая им в трудную минуту. В Академии хорового искусства о нем до сих пор тепло вспоминают как об отзывчивом и ответственном преподавателе. Общаться с Дмитриевым было невероятно интересно. Во всем проявлялась его любознательность, богатая эрудиция. Дмитриев живо интересовался самыми свежими новостями, не пропускал важные культурные события, бывал почти на всех вечерах фестиваля «Московская осень», увлекался современной поэзией. Для всех нас его неожиданный уход из жизни стал большой потерей. Но все же осталось самое главное – пример отношения Художника к своей Родине, пример служения искусству и людям. Благодаря таким композиторам, как Дмитриев, сохраняется национальная самобытность русской культуры, ее духовность и нравственность.