Ай да Пушкин, ай да певец народный События

Ай да Пушкин, ай да певец народный

В Культурном центре «Пакгаузы» исполнили музыку Юрия Красавина и Леонида Десятникова – приношение великому поэту

В Нижнем Новгороде проходит фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень» – концерты и музыкально-театральные спектакли, посвященные Александру Сергеевичу Пушкину и его бессмертным произведениям. В селе Болдино, что в нескольких километрах от города, как известно, «солнце русской поэзии» какое-то время жил и творил: написал «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Маленькие трагедии» и многое другое (а еще сидел в «самоизоляции» на карантине). Фестиваль, названный в честь самого яркого периода творчества Пушкина, проходит уже много лет вовсе не в бывшем болдинском имении его предков, а Нижегородском театре оперы и балета, с каждым разом привлекая все больше местной публики и гостей. В этом году кульминацией «Болдинской осени» стал концерт, в котором была исполнена мировая премьера музыки к балету «Пиковая дама» Юрия Красавина, а также «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» Леонида Десятникова.

Два петербургских маститых композитора оказались в одной связке только благодаря Пушкину – все же стилистически объединить их довольно трудно, у каждого уже сложился свой индивидуальный композиторский почерк и жанровые предпочтения. Юрий Красавин, один из лучших сегодняшних «балетных» композиторов, стал победителем программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России – собственно, получил заказ для оркестра La Voce Strumentale и дирижера Фёдора Леднёва. У Леонида Десятникова, мастера-постмодерниста, оммаж Пушкину уже был написан в далеком 1983 году, хотя сейчас это сочинение воспринимается куда радикальнее. В культурном центре «Пакгаузы» – недавно открытом концертном зале на Стрелке – музыкальные приношения Пушкину прозвучали в двух отделениях, словно предлагая сравнить такой разный подход композиторов к осмыслению фигуры поэта.

В беседе с журналистами Юрий Красавин признался, что намеренно избежал всяческих аллюзий на оперу Чайковского – ловить знакомые цитаты «Что наша жизнь? Игра!» или «Три карты» не придется, однако композитор пообещал другие любопытные «пасхалки». В своей «Пиковой даме» он словно воссоздал атмосферу беззаботной жизни Германа, его стремление разбогатеть, отчасти беспечный образ жизни. Иначе не объяснишь эти шутливые и веселые номера, складывающиеся в симфоническую сюиту. Нарочитая театральность, изобразительность, иллюстративность придавали этой музыке особую прелесть: казалось, оркестр и сам получал удовольствие от исполнения этих танцевальных миниатюр – галантного вальса, энергичного галопа, романтичного адажио. Музыка Красавина действительно не имела ничего общего с Чайковским (даже с балетным!), однако отдельные эпизоды стилистически напоминали «Золушку» Прокофьева. Фёдор Леднёв блестяще подчеркнул юмористический «генезис» сочинения: под его управлением La Voce Strumentale ярко-красочно рисовал звуками воображаемые балетные сцены. Любопытно теперь, как «Пиковая дама» будет показана на сцене Нижегородского театра уже в сценической версии: премьера полноценного балета, где «каждый поворот сюжета даст труппе повод потанцевать», ожидается в 2023 году. Кстати, обещанные «пасхалки» случились лишь в финале. И это оказалось начало Первого фортепианного концерта Чайковского, будто издевательски прогремевшее у духовых, и «Полька» из его «Детского альбома».

«Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» – своего рода народное видение этой печальной, всем известной истории. Десятников использовал литературный первоисточник Бориса Шергина «Пинежский Пушкин», в котором собиратель-фольклорист запечатлел реальный «вольный» пересказ последних дней поэта от местных жительниц-пинежанок. Если в 1930-х такое незатейливое повествование и простодушное обращение к Пушкину («Люди-то дивятся: что уж этот Саня! Год бы с ним шел да слушал»), возможно, и не выглядело вызывающе (все-таки народный поэт!), то сегодня эти строки звучат как номер из стендап-шоу. Впрочем, в музыке Десятникова ирония и какие-либо «приколы» не ощущались – разве что ария тенора о смерти Пушкина в сопровождении гитары, прозвучавшая как бардовская песня. «Пинежское сказание», по жанру близкое кантате, исполнил камерный оркестр La Voce Strumentale, хоровой коллектив театра, мальчик-дискант Виктор Спирин, тенор Игорь Морозов и сказительница Майя Балашова. С самых первых тактов оркестр погрузил публику в атмосферу сказки, былины. Прозрачные тихие дуэты-переклички деревянных духовых, звуковая россыпь вибрафона, «фантастический» тембр флексатона – мастерски оркестрованная партитура складывалась в единое целое, как детали лубочной картинки. Весьма органично вписалась в это действо сказительница, намеренно «окающая», как на Севере; был убедителен и тенор, подхватывавший ее рассказ с особым драматизмом. Немалую роль здесь играло квазифольклорное хоровое звучание, которое требовало четкой артикуляции и ясного произнесения каждого слова: к сожалению, у хора это не всегда получалось. Финал истории про «Саню, егову Наташу и приезжого кавалера Дантеста», отчасти напоминавший эпилог Четвертой симфонии Малера, был по-настоящему трогательным. Дискант Виктор Спирин вышел на середину сцены и высоким мальчишеским голосом пропел о том, что Пушкину уж не будет перемены. И с этим уж точно не поспоришь!

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории