Трудно поверить, что отметивший свой полувековой юбилей мюзикл A Little Night Music никогда не шел в России. В постановке Свердловской музыкальной комедии этот «зарубежный гость» смотрится столь органично и убедительно, что кажется, он был в репертуаре отечественных театров всегда. И дело не только в хороших «природных данных». История-парафраз шекспировского «Сна в летнюю ночь», облаченная в изящное либретто Хью Уилера и мастерски скроенную музыкально-поэтическую партитуру Стивена Сондхайма, сдобренная тонким юмором и хорошим вкусом обоих авторов, в свое время получила одиннадцать номинаций и шесть премий «Тони» – театрального аналога «Оскара».
В екатеринбургской версии опытная команда постановщиков (в разные годы все они становились лауреатами «Золотой Маски») нашла свой собственный ключ прочтения «Маленькой серенады». Им стал русский психологический театр, который рождается, начиная от изысканной монохромной «картинки» чеховской эпохи на сцене (художники-постановщики Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, художник по свету Иван Виноградов) до тонкой режиссуры театра переживаний, где каждая мизансцена проходит проверку знаменитым «верю – не верю». Автором постановки в афишах и буклете назван легендарный главный режиссер театра Кирилл Стрежнев. Вследствие его болезни и скоропостижного ухода из жизни спектакль «подхватил», довел до премьеры, а затем и до «масочного» показа нынешний худрук Филипп Разенков, отодвинув в тень собственную режиссерскую харизму и бережно сохранив дух «стрежневского» замысла.
Незамысловатая мелодраматическая канва первоисточника пестрит целым арсеналом капканов для любой, даже самой маститой труппы. Достичь убедительности и глубины эмоциональных высказываний, одновременно сохранив легкость повествования жанра, не уйти в расхожие опереточные штампы, излишнюю сентиментальность и тем более пошлость – с этими задачами артисты справились ювелирно. И к тому же развернули настоящую азбуку женского флирта, что во времена фем-сообществ и движений #metoo выглядит, мягко говоря, неожиданно.
Пока элегантно стареющая «светская львица» – мадам Армфельдт (Надежда Басаргина) дает первые уроки кокетства юной внучке (Маша Люкшина), ее дочь – блистательная театральная дива Дезире Армфельдт (Татьяна Мокроусова) – кружит головы двум своим любовникам, ничуть не смущаясь их жен. Последние, впрочем, и сами оказываются не промах: образец непорочности Анна Эгерман (Ксения Устьянцева), вооружившись уроками соблазнения от горничной Петры (Наталья Пичурина), сбегает от мужа к своему пасынку, а страдающая от супружеских измен Шарлотта Малкольм (Маргарита Левицкая) играет на чувстве ревности своего нерадивого мужа и… выигрывает (надолго ли?). Роскошный женский ансамбль блестяще уравновесили (как с точки зрения стопроцентного попадания в актерские амплуа, так и вокальных данных) Олег Прохоров в роли Фредрика Эгермана, Андрей Опольский – Карл-Магнус Малкольм, Роман Березкин – Хенрик Эгерман, а также исполнитель эпизодической партии дворецкого Фрида – Глеб Копысов.
Музыкальная палитра спектакля в руках дирижера-постановщика Бориса Нодельмана вторила той чувственности и утонченности, которые мюзикл генетически унаследовал от еще одного своего «прародителя» – жанра музыкальной серенады, отсылка к которому обыгрывается в названии. А участие в спектакле безымянного коллективного персонажа в исполнении артистов хора, обозначенного в клавире как «певцы любви» (Liebeslieder), было удачно дополнено миманс-группой танцовщиков «Эксцентрик-балета Сергея Смирнова», рождая образ того самого неуловимого флера любви, одурманивающего нас весной.