Азбука Ромео Кастеллуччи События

Азбука Ромео Кастеллуччи

Дирижеры, интенданты, режиссеры на Пасхальном фестивале в Зальцбурге

Эпоха Караяна

5 апреля 2023 года, в день рождения Герберта Караяна, я впервые оказался в его родном Зальцбурге, чтобы побывать на очередном Пасхальном фестивале, основанном маэстро более пятидесяти пяти лет назад. Многие годы его постановки можно было видеть в рамках летних музыкальных форумов, ведь Пасхальный фестиваль был включен в зальцбургскую индустрию высокой музыки наравне со старейшим летним и Троицким фестивалями. У каждой новой календарной институции есть своя особенность. Пасхальный фестиваль был придуман Караяном по многим причинам. В летнюю программу некуда было всунуть Берлинский филармонический оркестр, ведь Венские филармоники были здесь навсегда резиденц-оркестром. Летом все лучшие вагнеровские певцы того времени не вылезали из Байройта, а Караяну хотелось дирижировать и операми Рихарда Вагнера. Наконец, в 1960-е годы Караян заявил о себе как об оперном режиссере, и ему был нужен плацдарм для реализации своих театральных идей.

В результате Пасхальный фестиваль занял чуть ли не самую важную роль в иерархии караяновской империи: многие годы больше девяноста процентов бюджета этого форума собирали по частным спонсорам и продажей самых дорогих билетов. Впрочем, сегодня цена на оперные постановки оставляет без малого пятьсот евро, что делает весенний Зальцбург сборищем богатых снобов.

А что теперь?

В конце 2009 года разразился финансовый скандал, который привел к смене организационной структуры фестиваля, он был выделен в отдельный финансовый субъект, который теперь спонсируется и контролируется земельными и городскими властями. Главной потерей стал отказ Берлинского филармонического оркестра сотрудничать с запятнавшей себя организацией и создание собственного фестиваля в Баден-Бадене – в тот момент фестивальным театром руководил человек, связанный с семьей Караяна. Он решил воспользоваться  скандалом. Новому интенданту Пасхального фестиваля в Зальцбурге Николаусу Бахлеру уже удалось достичь договоренности с Берлинским оркестром, что он вернется с 2026 года. Но и тут не обошлось без скандала, ведь с 2012 года постоянным коллективом здесь была Саксонская государственная капелла под управлением Кристиана Тилемана – семьей Караяна он воспринимался как его наследник.

Всем известен неуживчивый характер этого дирижера, поэтому дрезденский оркестр закончил выступать на Пасхальном фестивале после прихода Бахлера, который решил пока сотрудничать каждый год с разными оркестрами. В этом году это был Гевандхауз-оркестр из Лейпцига, в следующем будет оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме. За плечами у Бахлера десять лет правления в Баварской государственной опере, а перед этим были венский Бургтеатр и фестивальные недели в столице Австрии. При этом Бахлер всю жизнь стремился в Зальцбург – он несколько раз был в списке претендентов на должность художественного руководителя летнего фестиваля, но каждый раз его кто-то опережал. Теперь на Пасхальном фестивале он точно не упустит своего, никто не сможет ему помешать править тут безраздельно, и никакой, даже самый знаменитый, дирижер не помешает утверждать свою художественную концепцию. В прошлом году это был «Лоэнгрин» Вагнера в постановке Йосси Вилера и Серджо Морабито, а для первого фестиваля без Тилемана Бахлер выбрал уже проверенную и достаточно знаменитую мюнхенскую постановку «Тангейзера» Вагнера в версии режиссера и художника Ромео Кастеллуччи.

Кауфман превратился в прах

Спектаклю этому шесть лет, но из-за чрезвычайной технической сложности он не так часто был показан в Мюнхене. Это, безусловно, настоящий фестивальный проект, удачно адаптированный Кастеллуччи к условиям Большого фестивального театра, с рядом небольших, но существенных изменений в угоду и публике, и артистам. Добавить эксклюзивности старой постановке должна была звездная команда дебютантов в этой опере: Йонас Кауфман, Элина Гаранча, Марлис Петерсен. Из старого состава оставались только Георг Цеппенфельд и Кристиан Герхаер. Венера в изначальном варианте была отвратительным существом, окруженным кишащей скользкой массой, но (видимо, для Гаранчи) режиссер отказался от этого и сделал все более симпатичным, в том числе и платье Венеры. Но в тот момент, когда начались репетиции,  театр объявил, что Гаранчу заменит Эмма Белл. Латвийская певица, недавно дебютировавшая в партии Амнерис, видимо, решила, что уже достаточно новых партий в этом сезоне. В финале спектакля появились посвящения его участникам: вместо превращавшихся постепенно на глазах зрителя в прах бутафорских тел Тангейзера и Елизаветы режиссер объясняет, что на самом деле их зовут Йонас и Марлис. Наверное, это помогает постановщику расшевелить исполнителей, которые в финале оперы смешивают собственный прах. Третий акт у знаменитого тенора выходит просто на отлично, в первых двух ощущается еще напряжение, но к финалу Кауфман уже становится настоящим, стопроцентным Тангейзером. Все же именно партии в немецких операх удаются ему больше всего, итальянский репертуар делает его звездой, но именно в вагнеровских операх, в «Мертвом городе» Корнгольда, Кауфман достигает настоящего звездного уровня и становится вровень с тем же Герхаером, который по своим артистическим качествам демонстрирует в этом спектакле запредельный уровень погружения в вагнеровский мир, превращая ту же знаменитую арию из третьего действия в уникальный ювелирный продукт, сравнимый с камерной вокальной лирикой.

Йонас Кауфман — Тангейзер, Георг Цеппенфельд — ландграф Герман

Увы, женские голоса в этом спектакле оказываются не так хороши. Петерсен не хватает драматизма в голосе, и ее Елизавета звучит как опереточная героиня – такой эффект можно было услышать в наших музыкальных театрах, где Сильву и Татьяну Ларину пели одни и те же голоса. Эмма Белл, взятая на замену из-за того, что она знала уже парижскую редакцию оперы, как-то совсем потерялась на фоне других исполнителей. Но в этом не было вины дирижера Андриса Нелсонса, который как раз продемонстрировал отличные качества оперного капельмейстера, не старался удивить всех необычной концепцией, очень внимательно работал с певцами и хором из Праги в этом темном спектакле, где и руки маэстро порой со сцены не видно. Лейпцигский оркестр очень старался, ведь не каждый день им выпадает такая честь, звучали они достойно, хотя больше всего не хватало им какого-то упоения музыкой земляка.

Что касается постановки, то за минувшие с ее премьеры годы Кастеллуччи поставил несколько музыкальных спектаклей, от Реквиема Моцарта до Второй симфонии Малера, опер от Скарлатти до Рихарда Штрауса. Два месяца назад он показал новую «Дафну» в Берлине, и на премьере было понятно, что его подход визионера и абсолютно современного художника уже никого не может эпатировать, как это было еще лет пять назад. Вот и в новом старом «Тангейзере» можно найти много такого, что потом так или иначе было повторено им в других постановках: масса кишащих бесполых тел миманса, амазонки с голой грудью, чучела животных, а то и сами животные. Как Вагнер членил свою музыку на лейтмотивы, так и Кастеллуччи все время обращается к зрителям с помощью азбуки значительных образов. Ему точно не интересны истории земной жизни судьбы людей, он хочет мыслить миллиардами лет, об этом даже сообщают надписи на заднике в финале спектакля. И уж точно каждый раз он пытается рассказать нам историю мироздания, и многим уже кажется, что у него это выходит.

Часто в спектаклях Кастеллуччи ощущается, что музыка для него лишь саунд для его спектакля. Но в «Тангейзере» его лучшие музыкальные качества проявляются намного больше, чем в других постановках. Удивительно тонко выстроен «балет» белоснежных занавесок в начале второго акта, или тот момент, когда менестрель вспоминает не к месту Венеру, а на него запрыгивает черный демон, который буквально пачкает краской его белоснежные одежды. В поэтике Кастеллуччи главенствует мысль о том, что герой борется вовсе не с внешним миром, а с внутренними своими демонами. И в этом смысле он настоящий «Имярек», что в контексте зальцбургской театральной истории становится особенно актуальным. Впрочем, постановка оперы Вагнера – это настоящая оргия ассоциаций, которую каждый желающий может пытаться впитать от начала до конца спектакля. А можно остановиться в тот момент, когда голова взрывается, и просто слушать хороших солистов, у которых каждое слово понятно, оркестр, в котором лейтмотивы проявляются ясно и четко. В общем, это уж точно gesamtkunstwerk, о котором мечтал Вагнер. В следующем году фестиваль собирается показать зрелище иных качеств: «Джоконду» Понкьелли в постановке Оливера Мирса с участием Анны Нетребко и Йонаса Кауфмана. Без таких звезд сегодня продавать билеты по пятьсот евро практически невозможно. Правда, и Караян в свое время разбавлял на Пасху Вагнера операми Бизе и Пуччини.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»