Azymuth <br> Marca Passo <br> Far Out Релизы

Azymuth
Marca Passo
Far Out

Новый лонгплей бразильского трио Azymuth стал первой записью группы за почти десять лет и первой после смерти барабанщика Ивана «Мамао» Конти, которого не стало два года назад. Выход пластинки приурочен к пятидесятилетнему юбилею Azymuth: основатели проекта хоть и начали играть вместе еще в конце 1960-х, первый студийный альбом группы вышел в 1975-м. Спустя полвека название группы, можно признать, стало одним из синонимов бразильской музыки нашего времени, именем, которое знают слушатели во всем мире, причем не только в рамках современной джазовой и фьюжен-сцены.

Marca Passo – это название электронного кардиостимулятора, помогающего жить людям с неправильным сердечным ритмом, в том числе с аритмией. Удивительная аритмия Azymuth, сочетавшая в себе джаз, босанову, – это во многом именно заслуга скоропостижно ушедшего Конти, которого ставили в один ряд с отцом афробита Тони Алленом, причем совершенно заслуженно. Казалось, что, лишившись Конти, «Азимут» уже не сможет восстать из пепла, как было на предыдущем лонгплее Fênix, записанном после ухода клавишника группы Жозе Роберто Бертрами, но уровень нового альбома скорее говорит об обратном. Сегодня от оригинального состава трио остался только басист Алекс Малейрус, место за клавишными занимает Кико Континентино, который еще на Fênix зарекомендовал себя как превосходный исполнитель и композитор. На Marca Passo Ивана Конти за барабанами заменил опытнейший Ренато Масса, ранее работавший с Маркусом Валле, Эдом Мотта и Эумиром Деодату.

Альбом открывает номер с говорящим названием Fantasy ’82 – ностальгический эстетский фанк-джаз в лучших традициях Azymuth: на фоне неторопливой работы ритм-секции мелодию ведут переливающиеся на солнце электронные клавишные и фирменный «абстрактный» вокал. Настроение продолжает даунбитовый номер Belenzinho, ставший чуть ли не лучшей композицией всего альбома – вещь наполнена саундом тропических барабанов и перкуссий, щебетом птиц и звучащего на их фоне максимально футуристично электрооргана (Кико Континентино). Музыка на этих вещах отсылает слушателя к золотым годам «трио из Рио»: именно на рубеже 1970–1980-х они создали шедевры вроде Light As A Feather и Outubro, а их хит Jazz Carnival в течение целого года не покидал поп-чарты. Еще один флешбэк на альбоме – новая и звучащая необычайно мощно версия Last Summer in Rio, это также одна из самых узнаваемых композиций Azymuth, принадлежащая перу Бертрами. Ее оригинал вышел на альбоме 1982 года Telecommunication, а на новой версии звучит гитара в исполнении Жан-Пола Маника из британского стрит-соул и эсид-джаз коллектива Incognito. Его сын Даниэль, продюсер и диджей, кстати, является штатным звукоинженером лейбла Far Out, работавшим ранее на альбомах Aurora (2011) и Fênix (2016), именно его усилиями музыка Azymuth оказывается обрамлена в тонкую и красивую оправу из электроники, которая, впрочем, на новой записи оказывается почти невидима.

Ивану Конти на альбоме посвящена композиция Samba Pro Mamão – и в ней нет ни капли грусти, а даже наоборот, это та самая samba doido («безумная самба») в хулиганском духе Мамао и классических танцевальных хитов Azymuth, за которые он всегда отвечал. На лиричной и полной семидесятнической психоделии в духе Артура Верокаи и Clube da Esquina композиции Crianças Valentes мы слышим акустическую гитару и вокал Алекса Малейруса, из ударных здесь лишь немного перкуссий, зато космические клавиши в сочетании с отдаленно звучащими детскими голосами заполняют пространство – и это также очень красивый момент альбома.

Времена, когда Azymuth выпускали по пластинке каждый год, давно позади. Но, несмотря ни на что, группа продолжает выступать – в поддержку нового альбома запланировано турне, и остается надеяться на крепкое здоровье участников, в первую очередь Алекса Малейруса. Marca Passo – отличная запись, всем поклонникам бразильской музыки она строго обязательна. И пусть она не станет последней в дискографии великой группы.