BÁRA GÍSLADÓTTIR <br>GROWL POWER <br>SMEKKLEYSA Релизы

BÁRA GÍSLADÓTTIR
GROWL POWER
SMEKKLEYSA

В эпоху, когда ежегодно более ста тысяч песен загружаются на стриминговые платформы, неудивительно, что некоторые релизы могут не нарочно совпасть с новостной повесткой. Но когда на следующий день после выхода альбома тебе присуждают поощрительный приз премии Эрнста фон Сименса — по сути, несуществующего «Нобеля» по композиции, — то радости не может быть предела. Ровно так 25 января и произошло с Баурой Гисладоттир — 34‑летним композитором из Исландии, сыскавшим популярность у европейского слушателя как минимум с конца 2010‑х годов. Очевидно, что выигранная премия еще больше расширит географию почитателей ее творчества.

Это прекрасное обстоятельство не должно затмить не менее прекрасный альбом Growl Power, вышедший на исландском лейбле Smekkleysa. Релиз состоит из четырех сочинений, мастерски сыгранных соотечественницей автора Бьорг Брянсдоттир на разных видах флейты с использованием электроники. Чего только стоит одноименная, открывающая альбом пьеса GROWL POWER, начинающаяся с яростного крика Брянсдоттир, которая на протяжении всего сочинения пытается преодолеть возможности бас-флейты и своего тела. Визги, крики, стоны и рычание окрашивают флейтовый гул, а электроника расширяет это музыкальное пространство вглубь. И хотя использование различных криков — прием далеко не новый в мире современной композиции, у Гисладоттир получается это очень эффектно и ярко, выбивая даже самого подготовленного слушателя из колеи. Драйв этого сочинения не отпускает ни на секунду, каждая минута так и сочит сумасшедшей заряженностью и агрессией.

Следующие пьесы хоть и не полностью заряжены яростной энергией, но в них время от времени проскальзывают эпизоды с грубой подачей, как в первом треке. Ever Out After Dark (or blue lady in boring city) — медитативная композиция, состоящая из чистых звуков альтовой флейты, легкого пения, тихого шелеста и свиста, в которой небольшие отклонения от заданного маршрута не дают сомкнуть глаза на протяжении этого ночного путешествия. Ближе к середине грубость первого трека начинает малыми порциями выливаться наружу, чтобы в конце полностью превратиться в визги и крики исполнительницы, которые, однако, не берут верх над сочинением.

В пьесе GLÓÐ|STELPA блестящие и переливающиеся арпеджио верхнего регистра флейты отсылают к приторным фортепианным пьесам Терри Райли. Разве что у Гисладоттир повторение не является формообразующим. Мы опять слышим то легкие стоны, то резкие крики и даже передувание флейты, создающее эффект перегруза. Брянсдоттир снова борется со своим инструментом и собой, но уже в другом, более уединенном музыкальном пространстве. Похожий музыкальный материал слышен и в заключительной Stars with Shadows (on vast void and whatnot). В этой гудящей и пульсирующей вещи для флейты-пикколо ноты забираются в еще более отдаленные высоты. Агрессия предыдущих треков, кажется, уже полностью выветрилась, хотя мы все еще слышим легкое сопение флейтистки, оставаясь наедине с переливами высоких нот.

У Гисладоттир получился яркий и цельный по настроению релиз, где каждое сочинение может предложить что-то интересное само по себе, но и отлично встраивается в общую канву. Growl Power («Сила рычания») — более чем уместное название альбома, где именно грубая и резкая энергетика музыки рисует не самые приятные картинки и ассоциации в голове. Но, может быть, именно этого порой и не хватает в мире современной музыки? Может быть, искусству сейчас нужна капелька ярости, для того чтобы быть услышанным?