Одна из лучших лирических сопрано своего поколения итальянка Барбара Фриттоли (БФ), еще несколько лет назад блиставшая в партиях Дездемоны и Леоноры на первых сценах мира в лучших составах с лучшими дирижерами, меняет стратегию карьеры, перейдя с примадонской Фьордилиджи на субреточную Деспину — в этом образе Фриттоли предстоит выступить весной в Токио и Лионе. Ее мудрости и адекватности может позавидовать иная дива, ведь Барбара, не скрывая своего возраста, открыто признается в том, что ни к чему петь юную Фьордилиджи, когда пришло время Деспины, о чем и рассказала Владимиру Дудину (ВД).
ВД Я очень удивился, увидев в графике ваших ближайших выступлений оперу «Так поступают все», где ваше имя стоит не напротив Фьордилиджи, а напротив Деспины. Почему так?
БФ Фьордилиджи я бы спела без проблем, но мне совестно браться сегодня за эту партию в силу возраста — разве что петь бабушку Фьордилиджи (смеется). Надо отдавать себе отчет в своих возможностях, и не только вокальных. Томас Хэмпсон, который не только поет Альфонсо, но и режиссирует спектакль, убедил меня в том, что Деспина с Альфонсо тоже не старые, как и остальные юные герои. Деспина — прекрасная роль, которая доставляет мне большое удовольствие.
ВД Ферруччо Фурланетто говорил мне, что не поет ту или иную партию отнюдь не в силу вокальной немощи, а из-за несоответствия возрасту персонажей Моцарта.
БФ И он абсолютно прав! Кстати, мой первый «Дон Жуан» был в Вене: я пела Эльвиру, Фурланетто — Дон Жуана, а Брин Терфель — Лепорелло. Дело было в 1994–1995 годах. Я пела много Моцарта, а сейчас могу делать другие, не менее интересные и увлекательные вещи.
ВД В чем, на ваш взгляд, сила философии Моцарта?
БФ Моцарту досталось наследство барокко, музыкальные и литературные тексты, сквозь которые молодой композитор должен был «продраться», чтобы, оттолкнувшись от них, создать свое. Он ведь появился спустя всего 50–60 лет после ухода с пьедестала барочных «богов». Моцарт вывел на первый план героев из низов, неблагородного происхождения. В опере «Так поступают все» в центре внимания — две девушки среднего сословия, дочери каких-нибудь коммерсантов, людей богатых далеко не по крови. Та же картина и в «Дон Жуане» или «Свадьбе Фигаро», где действуют слуги — Лепорелло, Церлина, Мазетто… Очень уж ему хотелось показать широкой публике нравы людей иного происхождения. Пьеса Бомарше в период Французской революции вообще была под запретом, поскольку в заглавии значилось имя слуги. У людей это вызывало бурю самых противоречивых эмоций. Моцарт осмелился взять для своих опер пьесы Лоренцо да Понте, а они, на мой взгляд, феноменальные. Да Понте ведь умер в Нью-Йорке, куда был выслан как священник, запутавшийся в порочащих связях, и кто знает, в какой бы безвестности он оказался, если бы не оперы Моцарта.
ВД Своей Деспиной вы продолжаете галерею женских портретов Моцарта. Какие они — женщины Моцарта?
БФ Женщины для него были всем, прежде всего, самой музыкой. Если вы спросите о том, кто в «Дон Жуане» больше всех любил этого «севильского обольстителя», я скажу, что Донна Эльвира. О Донне Анне понятно, главным образом, то, что она не хочет выходить замуж за Оттавио, потому что до самого конца, до арии Non mi dir, ее жених повторяет одни и те же вопросы: «Почему ты не хочешь услышать меня? Я готов заменить тебе отца, готов быть тебе просто другом». «Нет, оставь меня одну, — отвечает ему Анна. — Только другие уши смогут услышать мои речи о замужестве». Анна — сильная женщина. Эльвира немолодая, возможно, даже вдова. Она если и благородного происхождения, то не слишком высокого, и Дон Жуан для нее — последняя возможность заполучить красавца-мужчину. В финале именно Эльвира прибегает к нему на последний пир.
ВД Ваша Графиня в «Свадьбе Фигаро» стала одним из исполнительских эталонов этой роли, но ее вы сегодня тоже, к великому сожалению армии поклонников, не поете.
БФ Я обожаю эту партию. Сейчас затрудняюсь ответить, кого я спела больше — Графиню или Фьордилиджи. Вы ведь, конечно, знаете, что Графиня — Розина из «Севильского цирюльника» Россини? И она тоже не из благородных и получила свой статус, выйдя за Графа Альмавиву. И снова, к вопросу об изменении в расстановке сил у Моцарта, — в музыке Фигаро и Сюзанны мы чувствуем куда больше благородства духа, чем у аристократов. Я не скучаю по Моцарту, много его спела за время карьеры. Сегодня я учу молодых певиц исполнять юных героинь Моцарта.
ВД Вы стали преподавать?
БФ Да, и открыла для себя фантастическую сферу применения своих сил. Забавно, когда молодые люди приходят ко мне, с придыханием заходя в класс к «самой Барбаре Фриттоли», а уходят, по их признанию, получив опыт одного из самых веселых уроков, которые когда-либо им приходилось посещать. Я учу их спокойствию и умению петь сердцем, правильным естественным голосом, без искусственного укрупнения или уменьшения его силы. Петь своим голосом без насильственных манипуляций, следуя природным возможностям, — вот цель занятий. Студенты сегодня, к сожалению, много времени проводят в айфонах, задают немало глупых вопросов, и надо иметь тонну терпения, чтобы все это наблюдать и выслушивать. Нередко приходится консультировать молодых и онлайн, когда они просят срочного совета накануне спектаклей. Но встречи с молодыми меня очень радуют.
ВД Из каких стран сегодня приезжают к вам учиться? Где открываются новые ресурсы?
БФ Лет 10–15 назад это были китайцы, кинувшиеся завоевывать международную сцену. Сегодня это певицы из Монголии, Индии, где встречается много великолепных голосов. Те или иные страны раньше были более закрытыми, не знали, что скрывается в их недрах в применении к оперной культуре. Сейчас многие открыты и удивляют своими голосами мир. У меня учится невероятная иранская сопрано. Она выживала в своей стране, работая поломойкой, но сегодня делает колоссальные успехи в оперном пении.
ВД Возвращаясь к вашей исполнительской карьере, график выступлений удивляет малочисленностью. Вы решили себя таким образом беречь?
БФ Сегодня я радуюсь любым предложениям и не гонюсь за количеством. Я пою и Stabat mater Россини и его «Маленькую торжественную мессу», Реквием Моцарта, «Дона Карлоса» Верди. Впервые приступила к разучиванию партии Маргариты в «Мефистофеле» Бойто, спела в один вечер «Сельскую честь» и «Паяцев», убедившись, что Сантуцца для меня — проще простого, в отличие от многих коллег, которые ее страшатся. Меня приглашают выступать с сольными концертами, один из которых я дала в обожаемом мной Санкт-Петербурге. Я счастлива, что сумасшедшая гонка выступлений ушла из моей жизни.