Баритон с берегов Байкала События

Баритон с берегов Байкала

В Улан-Удэ прошел мини-фестиваль, посвященный 85-летию мэтра бурятской вокальной школы Вячеслава Елбаева

Чтобы поздравить любимого педагога в столицу Бурятии прилетели его воспитанники, выступающие сегодня на сценах ведущих российских оперных театров. Заслуженный работник культуры России, кавалер Ордена Почета, один из ведущих педагогов республиканского Колледжа искусств имени П.И.Чайковского Вячеслав Елбаев для культуры Бурятии – фигура знаковая. За почти шесть десятилетий работы он воспитал более сотни талантливых певцов, реализовавших себя в концертной и в педагогической практике.

В мир музыки Вячеслав Елбаев попал благодаря счастливому случаю. Уроженец Осинского района Иркутской области, познавший тяготы послевоенной жизни (отец погиб в боях под Сталинградом), юноша уже подал документы в Иркутский физкультурный техникум, когда был замечен приехавшим в те края с концертом известным бурятским басом Бадмой Балдаковым, давшим настоятельный совет поступать в музыкальное училище. А дальше были Московская (класс Анатолия Доливо) и Ленинградская (класс Ивана Плешакова) консерватории, учеба в окружении будущих звезд – Владимира Атлантова, Ирины Богачевой, Елены Образцовой. С однокурсником, солистом Мариинского театра Николаем Охотниковым Вячеслава Елбаева связывала долгая крепкая дружба. После окончания консерватории молодой баритон был зачислен в труппу Бурятского театра оперы и балета, но вскоре артиста попросили помочь в организации учебного процесса в музыкальном училище, с которым оказалась тесно связана вся его дальнейшая жизнь и этапы карьеры (несколько лет Вячеслав Баяндаевич проработал директором колледжа).

Три события прошедшего фестиваля стали отражением разных граней творчества Вячеслава Елбаева: связь с традицией, с музыкальным театром и с образованием. Концерт под названием «Сэдьхэлэйм дуун» («Песни моей души») прошел на сцене Бурятского академического театра драмы в сопровождении Оркестра национальных инструментов Театра песни и танца «Байкал» под управлением главного дирижера Жаргала Токтонова. Народные мелодии, названия которых словно родились в резонансе с бескрайними степями, лесами и горами («Хадын хурса», «Ёхор хатарая»), символизировали неразрывную связь виновника торжества с родной землей. Бурятские песни Вячеслав Елбаев постоянно использует в своей авторской педагогической методике, поэтому в исполнении выступавших на сцене учеников и выпускников национальные напевы звучали легко и свободно, сопровождавшие пение народные инструменты, на которых играли одетые в традиционные костюмы музыканты оркестра «Байкал», добавляли тембровый колорит.

Фольклорные мелодии перемежались с современными авторскими, напоминающими привычные сентиментальные романсы. Например, любимая многими жителями республики песня Бато Бальжинимаева на слова Цыдыпа Жамбалова «Агамнай», в которой речь идет о красотах забайкальской природы, написана в жанре элегического вальса. На концерте ее с искренним чувством исполнили артист Агинского театра «ДалиТЭ» Доржи Болотов и студент Новосибирской консерватории Мунко Батомункуев. Вышедшая на сцену после мужского дуэта Бальжима Сагаева, также студентка Новосибирской консерватории, в напеве «Арбадхан сэрэгындэ» в дуэте с солирующим морин хууром (народный смычковый инструмент) выразительно передала сначала задумчивую созерцательность, а затем и беззаботную удаль. К концу первого отделения веселье стало только нарастать, и на исполненном перед антрактом солистом НОВАТ Константином Буиновым номере «Хубуунэй дуун» зал чуть ли не принялся хлопать в такт энергичной музыке. Во втором отделении в пространстве бурятского языка появились русские вкрапления. Так, солист Военного оркестра 11-й гвардейской Отдельной десантно-штурмовой бригады Баясхалан Базаржапов проникновенно спел знаменитую песню Эдуарда Колмановского «Я люблю тебя, жизнь» из репертуара Марка Бернеса, а вошедший недавно в состав труппы Михайловского театра тенор Михаил Пирогов покорил сердца слушателей широкой удалью в русской народной песне «Ах ты, душечка», в которой упоминаемый волжский простор мог быть легко масштабирован и на Селенгу, и на Ангару. Концерт завершился совместным пением всеми участниками гала-концерта могучего гимна родной земле «Эхэ орондоо», бывшего одной из жемчужин репертуара Бадмы Балдакова.

 

Представленная во второй фестивальный день на сцене Бурятского театра оперы и балета «Кармен» Жоржа Бизе под управлением главного дирижера Владимира Рылова с участием ведущих солистов стала напоминанием о том времени, когда молодой Вячеслав Елбаев выходил на театральные подмостки. Еще во время учебы в консерватории певец с большим успехом выступал в роли Жермона в «Травиате» Верди и Валентина в «Фаусте» Гуно. Захватившая административная и педагогическая работа не дала маэстро в полной мере реализовать свой драматический талант, зато ряд его учеников и учениц стали настоящими оперными звездами. Исполнявший в тот вечер партию Хосе Михаил Пирогов порадовал удивительной вокальной и актерской свободой. Легко и свободно он брал высокие ноты, демонстрируя ровность тембра во всем диапазоне. Выступавшая в роли Кармен Ольга Жигмитова также поддерживала нужный накал страсти, спев все хитовые номера с должным темпераментом и мастерством. Опера идет в Улан-Удэ на языке оригинала с речитативами Гиро, однако все сложности были успешно преодолены. Особенно умилительно было наблюдать за детским хором, мальчиками-солдатиками в первом действии, старательно артикулировавшими французский текст. Билигма Ринчинова создала наивный и в то же время трогательный образ Микаэлы, брутального Цунигу убедительно сыграл Эдуард Жагбаев (москвичи должны были запомнить этого артиста как харизматичного Комиссара во время гастролей «Великой дружбы» в Большом театре), а партия отважного Эскамильо досталась приехавшему поздравить своего учителя из Новосибирска Константину Буинову. Идущая на сцене театра постановка Юрия Лаптева – традиционный спектакль со всеми полагающимися атрибутами (городская площадь, таверна, ущелье, вход в стадион), удачной сценографией (художник-постановщик – Сергей Спевякин), в которой система лестниц и арок на заднем плане обрамляла пространство сцены, где происходило основное действо. Музыкальный руководитель Владимир Рылов с первых тактов взял нужный темп, захватив заложенной композитором мощной энергетикой, бывшей подобно сжатой пружине, выстреливающей в нужный момент. Благодаря грамотно выстроенной динамике, чередованию моторных и плавных эпизодов, четкости и артикуляции музыкального текста у певцов и оркестрантов получилось действо, не отпускающее внимание до самого финала.

Фестиваль завершился большим классическим гала-концертом, также прошедшим на сцене Бурятского оперного театра. За дирижерский пульт в тот вечер встал главный хормейстер Валерий Волчанецкий, а на сцене проследовал парад солистов, большинство из которых выступали в первый день. В этот вечер певцам, выпускникам разных лет, была дана возможность блеснуть в академическом репертуаре, представив арии из русских и зарубежных опер. Концерт открылся арией Кутузова из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир», спетой молодым солистом Красноярского оперного театра Анатолием Бадаевым с той необходимой долей пафоса, сообщающего этой музыке величие и силу. Последовавшая за рассуждениями о величавой Москве меланхолическая ария Ленского в исполнении студента Новосибирской консерватории Мунко Батомункуева обозначила лирическую линию концерта, продолженную Даримой Бортоевой (ария Лауретты из «Джанни Скикки»), Баиржабом Дамбиевым (ария кавалера де Грие из «Манон Леско»), Саяном Цымпиловым (ария Вертера из одноименной оперы) и Диной Сандановой, покорившей зал звонким чистым тембром и грацией в вальсе Джульетты из «Ромео и Джульетты» Гуно. Первое отделение завершилось арией Каварадосси в мощной интерпретации Мэргэна Санданова, сильного и гибкого тенора, показавшего во втором действии интеллект и мастерство в плаче Федерико из оперы «Арлезианка» Франческо Чилеа. Ярко и убедительно прозвучали номера из «Бала-маскарада» у солиста Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Чингиса Аюшеева, спевшего сначала арию Ричарда, а затем и дуэт Ричарда и Амелии вместе со своей супругой Еленой – единственной блондинкой в окружении азиатских богатырей и восточных красавиц. К финалу страсти стали накаляться, после превосходно исполненной Михаилом Пироговым стретты Манрико из «Трубадура» три тенора (Михаил Пирогов, Чингис Аюшеев и Мэргэн Санданов) в сопровождении хора и оркестра спели по куплету знаменитой арии Калафа из «Турандот». А завершилось все, как и полагается оперному балу, застольной песней из «Травиаты», на которую вышли все участники концерта, а зал стал с энтузиазмом прихлопывать. В адрес юбиляра со сцены прозвучали теплые слова со стороны администрации (министра культуры республики Соелмы Дагаевой, директора Колледжа искусств имени Чайковского Баира Турбянова), а также были зачитаны поздравительные телеграммы из Красноярска, Новосибирска и Петербурга. Праздник вокала состоялся, доказав еще раз, что искусство пения – одно из драгоценных достояний Бурятии.