Барокко по-русски События

Барокко по-русски

В музее-усадьбе «Архангельское» открылся Летний музыкальный фестиваль Barocco Nights

Лето – время затишья в концертной жизни. Однако законы музыкального ландшафта неумолимы: то, что период «спячки» для одних, то – сезон «цветения» для других. И пока погода благоволит, городские парки и загородные усадьбы становятся желанным местом для проведения самых разнообразных концертов. В том числе – утонченных камерных вечеров в духе музыкальных салонов русской аристократии. Именно такие ассоциации вызвал первый концерт IV Летнего фестиваля музыки Barocco Nights / «Ночи барокко».

Всего три километра от МКАД по Новорижскому шоссе на автобусе или автомобиле – и попадаешь в роскошный лесной массив, внутри которого уютно спряталась дореволюционная усадьба, прозванная туристами «подмосковным Версалем». В разное время имение принадлежало именитым русским фамилиям – Одоевским, Голицыным, Юсуповым. Сегодня это прекрасно сохранившийся дворцовый комплекс XVIII века с итальянскими террасами, французским садом и английским пейзажным парком. В XIX веке был построен летний деревянный театр, который прозвали Театром Гонзаги – по имени автора проекта, главного художника императорских театров итальянца Пьетро Гонзаго. Именно здесь и обрел свою локацию музыкальный фестиваль Barocco Nights / «Ночи барокко».

Организаторы отсчитывают историю фестиваля с экспериментального проекта 2018 года, когда в «Аптекарском огороде» МГУ состоялся театральный променад художника и дизайнера Саши Фроловой со звуковыми инсталляциями, поэтическим перформансом и концертом барочной музыки с участием меццо-сопрано Яны Дьяковой и контратенора Глеба Захарова. Спустя год проект Barocco Nights приобрел масштаб пятидневного оперного фестиваля в формате open air с барочными звездами Юлией Лежневой, Юрием Миненко, Дилярой Идрисовой, Василисой Бержанской и тремя российскими оркестрами, специализирующимися на барочном исполнительстве, – Questa Musica, Pratum Integrum и La Voce Strumentale. В 2022 году, после трехлетнего перерыва, фестиваль претерпел еще одну «перезагрузку», на этот раз – в формат камерных вечеров инструментальной музыки на сцене Театра Гонзаги. И, надо заметить, подобная модель органично вписалась в историю этого места.

 

Столичная публика, прибывшая в «Архангельское» специально на открытие нынешнего фестиваля Barocco Nights, могла пофантазировать, представляя себя гостями музыкальных вечеров известного мецената, коллекционера и знатока искусств князя Николая Борисовича Юсупова, при котором усадьба пережила свой культурный расцвет в XIX столетии. Подобному настрою отвечала не только магия места, но и музыкальная программа, с блеском исполненная солистами Pratum Integrum: Сергеем Фильченко (скрипка), Натальей Вязовской (скрипка), Сергеем Тищенко (альт) и Александром Гулиным (виолончель). Квартеты и трио Антона Фердинанда Тица, Себастьяна Жоржа, Михаила и Ивана Керцелли попали в поле зрения музыкантов прежде всего потому, что их авторы жили и работали в Российской империи на рубеже XVIII–XIX веков, а значит, создавали музыкальный ландшафт того времени. Сегодня эти сочинения интересны как зеркало формирования классической модели квартета и трио, а также как маркеры перехода от позднего барокко к классицизму и галантному стилю. Но это область интересов скорее для профессионалов. Неискушенная публика откликалась аплодисментами на отдельные части циклов и ту непринужденно-дружелюбную атмосферу, которая создавалась обаятельным конферансом Сергея Фильченко, первой – во всех смыслах – скрипки этого вечера.

В пяти вечерах фестивальной программы, длящейся до конца июля, помимо Pratum Integrum принимают участие также дуэт Татьяны Гринденко (скрипка) и Арсения Котляревского (виолончель), ансамбли Miludus и HighTime Orchestra.

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»