Бартек Низёль: <br>Фестиваль камерной музыки должен быть настоящим праздником Персона

Бартек Низёль:
Фестиваль камерной музыки должен быть настоящим праздником

В Петербурге в зале Академической капеллы с 12 по 14 декабря пройдет Первый международный фестиваль фортепианных триo Piano Trio fest, который соберет лучших представителей этого хрупкого, изысканного камерного жанра, по степени интенсивности и изобретательности музыкальной мысли ничуть не уступающего жанру большому симфоническому. В концертах примет участие Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга. Героями фестиваля станут трио Wanderer, Equilibris, NevaArte, Spyros. Всемирно известный польский скрипач Бартек Низёл (БН), первая скрипка оркестра Цюрихской оперы, который выступит в составе трио Spyros, рассказал Владимиру Дудину (ВД) о своем видении судьбы этого жанра.

ВД Фестиваль фортепианных трио – что может быть более эфемерным. Камерное музицирование – вымирающий жанр, нуждающийся в большой поддержке или в каждой стране дела обстоят по-разному?

БН А мне кажется, что нет никакой проблемы с камерной музыкой в контексте современной культуры. Я бы даже сказал, что сейчас наблюдаю бум в этом направлении. Конечно, судить могу по тем странам, городам и залам, где выступаю, а это происходит в Швейцарии и Польше и вижу только, что на концертах камерной музыки довольно много публики. Тем более на фестивале, который, конечно же, должен быть настоящим праздником, как и велит смысл этого слова, произошедшего от латинского festiva. В нашем случае – это праздник музыки. Идеальным фестивалем для меня является тот, в котором можно показывать разнообразие всего. На фестивале трио надо показать, безусловно, артистов из разных стран мира, представителей разных культур. Но самое главное – надо составить очень интересную, захватывающую программу.

ВД Какие фестивали близки к вашим идеалам, если существуют рецепты таковых?

БН В Швейцарии есть множество летних фестивалей в горах, например, в Вербье или в Гштаад, где всегда представлена камерная музыка, которая там – в почете. У меня была привилегия неоднократно выступать на фестивале в Гштааде. Если говорить о «рецептах», то кроме заботы о безупречном качестве исполнения нужно стараться выпускать интересные программы, чтобы молодежь могла понять о чем идет речь, глубже осознавала причины возникновения этих шедевров, именно камерно-инструментальных сочинений. В идеале нужно научиться понимать, почему тот или иной композитор обращался к этому жанру, что происходило в его жизни и побуждало к написанию музыки.

ВД Молодой музыкант может сосредоточиться только на камерном исполнительстве?

БН Молодой музыкант в современном мире вряд ли сможет развиваться только в направлении камерной музыки. Все же намного предусмотрительный смотреть в разных направлениях, быть готовым к разным видам деятельности. Образование должно быть таким, чтобы вооружать музыканта разными умениями. «Камерный музыкант» сегодня должен уметь исполнить и концерт с симфоническим оркестром, и наоборот – солист, который играет только как солист, для меня не может считаться идеальным. Настоящий солист должен уметь сотрудничать и внутри оркестра, слышать ансамбль.

ВД В Цюрихском оркестре вы занимаете пост первой скрипки. Хватает времени на творчество?

БН В оркестре Цюриха я чувствую себя превосходно. Деятельность концертмейстера не предполагает, что я должен быть привязан только к оркестру, а позволяет посвящать себя и другим сферам, областям. Кроме того, о чем я уже рассказал, я преподаю в Высшей музыкальной школе в Берне.

ВД Как вы строите график своих выступлений?

БН В моем, да и не только моем случае это – всего лишь вопрос организованности, построения грамотного графика. Бывают периоды, когда превалируют выступления с оркестрами, которые сменяются периодами сольных концертов, а им на смену – время для записи дисков, а я стремлюсь ежегодно записывать их много. Сейчас как раз нахожусь в момент работы над очередным альбомом, где будут представлены все польские скрипичные сонаты, то есть сонаты, написанные польскими композиторами. Мы начали с записи сонат Нововейского, Падеревского, Желеньского, Бацевич, Шимановского, есть и немало сочинений мало известных, которые открываем и записываем. Как раз во время беседы с вами я нахожусь в Национальной филармонии в Варшаве, где исполняю концерт Гражины Бацевич.

ВД В вашем послужном списке немало престижных конкурсов, среди которых конкурс И.Менухина для молодых скрипачей в Фолькстоуне. Сегодня они уже не беспокоят вас с точки зрения составления графиков?

БН Это был один из первых крупных международных конкурсов в моей истории, на котором мне удалось получить вторую премию. О нем остались самые прекрасные воспоминания. Иегуди Менухина восхитила моя игра, и он пригласил меня принять участие в специальном концерте лауреатов, где выступали обладатели только первых премий проходил в разных возрастных группах. Я получил свой приз в самой младшей группе. Менухин сам дирижировал этим концертом. Мне выпала честь выступать с Английским камерным оркестром в Барбикан центре в Лондоне. Я принимал участие в разных конкурсах, но конкурс Жака Тибо в Париже стал последним. Я получил на нем самые высокие лавры, все возможные награды, главную – приз зрительских симпатий. К тому времени в графике моих выступлений было уже много концертов. И я решил, что конкурсы уже сыграли свою роль в моей карьере. Позднее были конкурсы уже другого типа, как например, конкурс в профессуру. В Швейцарии чтобы получить место в профессуре, надо сыграть сольный концерт и сделать презентационный доклад.

ВД Вы неоднократно сотрудничали с российскими музыкантами на ниве камерной музыки. Чувствовалась сила?

БН Да, я и России не раз бывал, но в Петербурге до сих пор – ни разу. Но не сомневаюсь, что мне очень понравится этот знаменитый город, я мечтал о том, чтобы оказаться здесь, поэтому рад необычайно. Я выступал не только в Москве, но и в Нижнем Новгороде, куда приезжал со своим квартетом, а также исполнял концерт Брамса. Думаю, что у российских музыкантов большой потенциал. Школа русских виртуозов прошлого, искусство Ойстраха и Когана славится на весь мир. Мне доводилось часто выступать с российскими музыкантами, моим давним партнером является виолончелист Александр Неустроев из Новосибирска, с которым вместе играли в квартете. В трио сейчас выступаю с российской пианисткой.

ВД Какие редкости представите в Петербурге?

БН Выбирая программу, мы хотели напомнить петербургской публике о композиторе, музыканте, дирижере Эдуарде Направнике, тесно связанным на протяжении многих лет с Петербургом. Как выясняется, он был не только прекрасным дирижером, но и композитором. Мы недавно записали два его камерных фортепианных трио, которые и исполним на фестивале.

Инна Желанная: <br>Я – не «фольклорный элемент»! Персона

Инна Желанная:
Я – не «фольклорный элемент»!

Инна Желанная – главная российская фолк-рок-певица.

Евгений Никитин: <br>Вагнер хорош, когда тебе за сорок-пятьдесят Персона

Евгений Никитин:
Вагнер хорош, когда тебе за сорок-пятьдесят

Главный русский вагнерианец бас-баритон Евгений Никитин, входящий в мировую когорту вагнеровских певцов, был удостоен Российской оперной премии Casta Diva в номинации «Певец года».

Томас Адес: <br>Жизнь уже не такая, как прежде, и это хорошо Персона

Томас Адес:
Жизнь уже не такая, как прежде, и это хорошо

Томас Адес – один из наиболее ярких и успешных композиторов нашего времени, дирижер, пианист, в общем – универсальный музыкант моцартовского типа.

Джеральд Финли: <br>Я ни о чем не жалею Персона

Джеральд Финли:
Я ни о чем не жалею

Баритон Джеральд Финли умудряется добиться успеха в самых разных областях: будучи оперной звездой, он не забывает о песенном репертуаре, после Моцарта поет Вагнера и снова возвращается к Моцарту, наряду с Верди исполняет музыку современных композиторов – в том числе и написанную специально для него.