Баварский конклав Презентации

Баварский конклав

Один из самых востребованных дирижеров в мире сэр Саймон Рэттл в 2023 году поменяет рабочую локацию: он переедет из Лондона в Мюнхен, чтобы заняться делами Симфонического оркестра Баварского радио. Музыканты коллектива, которые в конце 2019-го пережили потрясение – скоропостижный уход Мариса Янсонса, – подавляющим большинством проголосовали за кандидатуру Рэттла.

Слухи о том, что дирекция Симфонического оркестра Баварского радио ведет переговоры с Саймоном Рэттлом, просочились в немецкоязычные информагентства в начале зимы. При этом сообщалось, что стороны давно пришли к соглашению, и в настоящее время речь идет лишь об обсуждении «технических» моментов. Официального подтверждения растиражированной информации о новом назначении Рэттла тогда не последовало. Как утверждала пресса, конкуренцию британскому дирижеру мог бы составить Янник Незе-­Сеген, но на канадца и так возложена ответственность за будущее Метрополитен-­оперы (кризис в театре произошел задолго до пандемии), а кроме того, нынешняя ситуация с ограниченным передвижением по миру, многочисленными тестами на бесковидную чистоту, предупредительными карантинными мерами и вовсе делает присутствие Незе-­Сегена в Европе невозможным.

Что касается Рэттла, то его контракт с Лондонским симфоническим оркестром завершается в 2022-м, однако сложившиеся теплые отношения позволили сторонам найти компромисс: Рэттл сохранит за собой позицию художественного руководителя до 2023 года (то есть срок его контракта будет увеличен на год), а затем, уже в новом статусе «почетного дирижера» будет поддерживать творческий контакт со своими бывшими подопечными. Подобной привилегии в последний раз в Лондонском симфоническом был удостоен Андре Превин (1929–2019), руководивший коллективом с 1969 по 1979 год.

Для Рэттла приход в Симфонический оркестр Баварского радио – шаг обдуманный. Как говорит сам дирижер, постоянное место проживания которого связано с Германией, новый пост позволит ему создать желаемый баланс между артистической деятельностью и участием в жизни своей семьи (у него и его супруги Магдалены Кожены трое детей; младшему ребенку – дочке Анежке – в 2021-м исполнится семь лет). В желании работать ближе к дому Рэттл не оригинален. Достаточно вспомнить, как круто перекроил свою творческую географию Владимир Юровский, который, как и Рэттл, в скором времени покинет Лондон и обоснуется в Мюнхене, чтобы иметь возможность чаще видеться с родными в Берлине.

С другой стороны, Симфонический оркестр Баварского радио для Рэттла – возвращение к мечтам и идеалам юности. Впервые он услышал живьем этот коллектив в 1970 году, в возрасте пятнадцати лет. В то время умы сверстников будущего дирижера занимали The Beatles; Рэттл же интересовался наследием венских классиков. Оркестр Баварского радио как раз выступал в Ливерпуле с Девятой симфонией Бетховена. «Тому концерту было суждено раз и навсегда изменить мою жизнь», – вспоминает Саймон Рэттл в интервью BR-Klassik. Будучи страстным поклонником Рафаэля Кубелика и имея в своей коллекции несколько пластинок, записанных чешским маэстро с баварцами, Рэттл ждал от выступления магии – и получил ее сполна. «Между Кубеликом и его музыкантами существовала такая поразительная связь! Они испытывали чистую радость от игры, и казалось, что все на сцене – единомышленники, и их музицирование опирается на одну и ту же философию. На меня это произвело глубочайшее впечатление. Именно тогда я захотел связать свою жизнь с дирижерской профессией». Тот концерт словно синтезировал в себе все, чего юный Рэттл хотел бы достичь в музыке. Сорок лет спустя, уже будучи признанным во всем мире дирижером, он впервые встретился с оркестром, которым так восхищался, будучи ребенком, – и вновь почувствовал тот дух сплоченности.

Одной из ключевых задач Рэттла на новом месте станет планирование первых сезонов концертного зала в Заводском квартале Мюнхена. Площадку, где идеальные акустические условия будут сочетаться с высокотехнологичной «начинкой», немцы уже окрестили «залом будущего». Этот важнейший культурный объект города станет домом для оркестра Баварского радио.

Не на века, но на годы Презентации

Не на века, но на годы

В густонаселенном районе Зендлинг в Мюнхене, на берегу реки Изар появилась новая концертная площадка

Автомат вой­ны застучал Презентации

Автомат вой­ны застучал

К 89-летию Сергея Слонимского

Дисклавиры Yamaha Презентации

Дисклавиры Yamaha

Инновационные акустические рояли и пианино на службе у музыкального образования

Серфинг на Рубинштейне Презентации

Серфинг на Рубинштейне

В этом году все желающие смогут посмотреть Конкурс Рубинштейна онлайн, с некоторыми бонусами в цифровой версии.