BEETHOVEN <br>CHRIST ON THE MOUNT OF OLIVES (CHRISTUS AM ÖLBERGE) <br>ELSA DREISIG, PAVOL BRESLIK, DAVID SOAR <br>LONDON SYMPHONY ORCHESTRA  <br>SIR SIMON RATTLE Релизы

BEETHOVEN
CHRIST ON THE MOUNT OF OLIVES (CHRISTUS AM ÖLBERGE)
ELSA DREISIG, PAVOL BRESLIK, DAVID SOAR
LONDON SYMPHONY ORCHESTRA
SIR SIMON RATTLE

«Христос на Масличной горе» – единственная оратория Бетховена, и к тому же написанная в период душевного кризиса, на пике предчувствия мучений от глухоты, что отразилось и на музыке, и на выборе темы (в оратории нет Распятия и Воскресения, и превалирует героизм перед грядущим страданием). Впервые она была исполнена на авторском концерте накануне Пасхи в 1803 году.

Это сочинение, слушая которое, непременно вспомнишь и прошлое (оперы Моцарта и вообще восемнадцатый век), и предромантическое бетховенское будущее («Фиделио»), контуры которого уже вырисовываются. Впоследствии оратория была заклеймена потомками как не самое лучшее произведение гения, у которого тут вышел микст разных влияний с неровным авторским вдохновением. Этот опус долго оставался на втором плане, однако к юбилею Бетховена ораторию – после большого перерыва – записали. Саймон Рэттл с Лондонским симфоническим оркестром сделал это на концерте в лондонском Барбикан-­центре в 2020 году.

Рэттл отнесся к сплаву арий, ансамблей и хоров как к шедевру. По словам дирижера, начав репетировать, он «сразу был просто озадачен. Почему не играют эту музыку?» Да, это вещь, в которой есть «странные… грани, но и в Девятой симфонии они есть, они являются частью личности» Бетховена. «Это захватывающий момент в его жизни, когда он действительно начинал бороться с потерей слуха. Он написал Heiligenstadt Testament, в котором действительно признался в суицидальных мыслях по поводу “потери самой важной способности, которой мог бы обладать музыкант”». «<В оратории> есть ­что-то вроде… подспудного ощущения этого, есть и настоящее чувство наивной веры в возможность улучшения положения вещей. Я думаю, эта вещь – просто рай», – сказал Рэттл.

Оркестр с таким дирижером, как писал рецензент газеты Financial Times, «ясно дал понять, что музыка полна жизни. И трудно представить, чтобы можно было сыграть лучше». Не педалируя ни пафос, ни величие, Рэттл сосредоточен на развитии внутренней логики и силы происходящего, на борьбе страха и отваги, кропотливо исследуя минорный мрак вступления и выводя в ликовании мажорного финала ответ бетховенской «тоске по совершенному человеку».

Эльза Драйсиг, с ее красивым тембром, виртуозно поет ангельские утешения (местами игривые, так что по звучанию ангел становится амуром), и благочестивые – по идее – колоратуры словно воплощают высшую легкость. Павол Бреслик обаятелен в горячих молитвах, уверенно ведя свою линию в дуэтах (похожих на любовные переживания из опер), он эмоционально точен в переживаниях божественной миссии, в диапазоне от тоски до торжества (и это допущенное Бетховеном нарушение традиции, предписывающей в этой ораториальной партии бас). Дэвид Соар  исполненный драматизма апостол Петр, а сто двадцать пять певцов Лондонского симфонического хора энергично передают переменчивость толпы по ходу действия и героику моральной победы Христа в итоге.

Monteverdi. Anima Dolorosa</br>Il quarto libro de madrigali</br>Collegium Vocale Ghent</br>Philippe Herreweghe</br>Alpha Релизы

Monteverdi. Anima Dolorosa
Il quarto libro de madrigali
Collegium Vocale Ghent
Philippe Herreweghe
Alpha

Germaine Tailleferre</br>Her Piano Works, Revived (Vol. 1)</br>Grand Piano Релизы

Germaine Tailleferre
Her Piano Works, Revived (Vol. 1)
Grand Piano

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера Релизы

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера

25 июля «Тристаном и Изольдой» открылся ежегодный Байройтский фестиваль – место притяжения вагнерианцев со всего мира.

Farewells</br>Jakub Józef Orliński, Michał Biel</br>Warner Classics / Erato Релизы

Farewells
Jakub Józef Orliński, Michał Biel
Warner Classics / Erato