Кристиан Тецлафф давно считается признанным мастером концертного репертуара. В 2005-м он стал победителем в категории «Инструменталист года» по версии старейшего в Новом Свете журнала «Музыкальная Америка», в этой же номинации Тецлафф получил награду два года назад от Echo Klassik. Искушенной аудитории хорошо известны его записи концертов Мендельсона и Шумана, сонат и партит Баха. Прошлогодний альбом Тецлаффа с концертами Бартока был отмечен престижными премиями, в том числе Gramophone, a также попал в шортлист BBC Music Magazine Awards.
Новый диск Тецлаффа – прекрасный образец переосмысления классического скрипичного репертуара. Альбом, записанный вместе с Немецким симфоническим оркестром в Берлине под управлением Робина Тиччати, включает два ставших хрестоматийными концерта – Бетховена и Сибелиуса. Творившие грандиозные полотна и мыслившие масштабами оркестра, эти имена заслуженно возглавляют список великих симфонистов. Тем интереснее, что у каждого в композиторском багаже по одному концерту для скрипки: бетховенский ре-мажорный написан в 1806 году, ре-минорный Сибелиуса – спустя сто лет. Оба сочинения, не получившие в свое время должного отклика у публики и исполнителей, замыкают романтическую традицию в музыке.
Концерт Бетховена Тецлафф решает в спокойной и вдумчивой манере, пытаясь преодолеть романтический пафос этого сочинения. В этом ему помогает Тиччати, ведущий симфонический аккомпанемент в напористо-жесткой манере, без лишней лирики и сентиментализма. Определенно, такая тактика направлена на сгущение присутствующих в тексте музыкальных смыслов в противовес возможной нарочито эмоциональной игре, переводящей эти смыслы в демонстрацию виртуозной техники. Отсюда и такой сильный эффект от Larghetto, где живая интонация человеческой чувственности тонким однострунным голосом на пианиссимо проступает сквозь бетховенскую строгость и отрешенность.
В случае с Концертом Сибелиуса эта тактика сохраняется и приносит свои результаты. Всю трагедию повествования Тецлафф делит с оркестром почти что равноправно – и в таком драматургическом ключе представлены не только диалогические эпизоды. Все исполнение основано на напряженном психологическом развитии, где каждый элемент этого действия тонко подготовлен и изобретательно срежиссирован. Тецлафф смело отвечает на вызовы этой партитуры, прекрасно чувствуя желания дирижера и композитора. Новая работа скрипача определенно будет отмечена критикой.
Robin Ticciati Deutsches Symphonie-Orchester Berlin. Bruckner. Symphony No. 6. Linn Records