Бен Джернон: Ключ к успеху – в подходе к людям Персона

Бен Джернон: Ключ к успеху – в подходе к людям

Молодой дирижер из Великобритании выступил в Праге

Бен Джернон – имя, еще неизвестное российской публике. Выпускник Высшей школы музыки и драмы Гилдхолл (Лондон), он обучался дирижированию под руководством главы дирижерского факультета лондонской Королевской академии музыки Шон Эдвардс, брал уроки у сэра Колина Дэвиса. В 2013 году стал лауреатом ежегодной премии для молодых дирижеров, учрежденной компанией Nestlé и Зальцбургским фестивалем (The Nestlé and Salzburg Festival Young Conductors Award). Впоследствии ассистировал Густаво Дудамелю в Барбикан-центре, в сезоне 2013/14 стал участником партнерской дирижерской программы Дудамеля.

С сезона 2017/18 Джернон занял должность главного приглашенного дирижера в Филармоническом оркестре Би-Би-Си, став самым молодым маэстро за всю историю коллектива.

Перед концертом в Праге с Беном Джерноном (БД) встретился корреспондент «Музыкальной жизни» Виктор Александров (ВА).

ВА Бен, как развивалась ваша дирижерская карьера?

БД С восьми лет я играл на трубе в местном духовом оркестре, а в пятнадцать продирижировал школьным симфоническим коллективом. Поступив в Гилдхолл на тубу к Патрику Харрильду, ведущему исполнителю на этом инструменте в Лондонском симфоническом оркестре, я признался своему наставнику, что на самом деле мечтаю стать дирижером. Харрильд познакомил меня с сэром Колином Дэвисом, а затем и с Валерием Гергиевым – я проработал с ними около пяти лет. Попутно занимался с Шон Эдвардс, которая училась в России, и старался не пропускать чужих репетиций, наблюдать за работой разных дирижеров в Лондонском симфоническом оркестре. На международном конкурсе дирижеров Донателлы Флик я занял второе место. Этот результат заставил меня задуматься о дальнейших действиях и более полугода посвятить интенсивным занятиям. Конкурс молодых дирижеров на Зальцбургском фестивале принес мне победу. Так, постепенно пазл и сложился. На следующий день я подписал контракт с агентом из Филармонического оркестра Лос-Анджелеса, который предложил мне работать рука об руку с Густаво Дудамелем.

ВА Бен, сложно ли сегодня молодому дирижеру обрести свой путь?

БД В карьере дирижера есть свои препятствия. Это ведь непростое ремесло. Сэр Саймон Рэттл по-прежнему полагает, что дирижирование никогда не было и не будет легкой стезей. Каждый коллектив имеет свое лицо, индивидуальный почерк и принципы работы. Поэтому трудности носят, преимущественно, психологический характер, что также зависит от человеческого фактора. С точки зрения музыки, мы все, возможно, обладаем одинаковыми инстинктами, и стоит только внушить людям веру в твою правоту.

ВА Какую роль в вашей жизни сыграл сэр Колин Дэвис?

БД Он жил недалеко от моего дома в северном Лондоне, и мне неоднократно доводилось бывать у него в гостях. Мы пили чай с тортом, усаживались в его кабинете и долго беседовали о Моцарте, Брамсе, Шуберте. Жаль, что у нас не было времени поговорить о Берлиозе, ведь Дэвис невероятно известен своими интерпретациями его музыки. Но он давал мне советы, рассказывал, как сохранять спокойствие, как доверять оркестру. Это был его главный урок. Дэвис использовал следующую аналогию: в твоих руках находится птица, ты не должен слишком сильно сжимать ее, а лишь настолько, чтобы суметь удержать. Я всегда восхищался его манерой дирижирования, прямой спиной и очень мягким взмахом. Я многому научился, просто смотря на него, находясь рядом с ним. Он был одним из тех людей, которые обладали потрясающей аурой.

ВА Валерий Гергиев тоже обратил на вас внимание?

БД У меня было два мастер-класса с Валерием Гергиевым: первый – в Гилдхоллской школе музыки. Я нервничал перед встречей с ним. Гергиев показал мне, как можно достичь максимальных результатов посредством мануальной техники, не прибегая при этом к дирижерской палочке. В следующий раз я встретился с ним несколько лет назад. Мы исполняли симфонические эскизы «Море» Дебюсси и симфоническую поэму «Дон Жуан» Штрауса. Дирижировать «Море» в присутствии и с непосредственным участием Валерия Гергиева – просто вулкан эмоций! Его краски, внимание к деталям, резвость – вот, что я так ценю в искусстве этого дирижера. Валерий Абисалович смог показать мне все эти качества. Но это был и очень напряженный опыт (смеется). Не самый мой любимый день в биографии, но он был великолепным.

ВА Бен, что дала вам награда The Nestlé and Salzburg Festival Young Conductors Award?

БД Пожалуй, это был самый важный момент в моей карьере, потому что за одну ночь все изменилось. Я никогда раньше не был в Австрии, не работал с оркестрами этой страны и не дирижировал симфонические концерты. На тот момент я еще был очень юн и наивен. Фестиваль очень помог мне, ведь я провел неделю с оркестром «Камерата Зальцбург». Находиться на этом грандиозном празднике музыки среди таких личностей, как Риккардо Мути, Даниэле Гатти, Марис Янсонс, было очень почетно!

ВА Что вам известно о русской дирижерской школе?

БД Я могу считать себя преемником Ильи Мусина, так как Шон Эдвардс обучалась у него в России. Я занимался с ней вопросами дирижерской техники и безмерно благодарен за полученные навыки. Не обладая сильной техникой, не можешь чувствовать себя по-настоящему свободным в реализации своих замыслов. Кроме этого, считаю, что Марис Янсонс и Семён Бычков – великолепные дирижеры с мощнейшим энергетическим потенциалом, способные выводить музыку на действительно высокий уровень.

© Petra Hajská

ВА Как вы думаете, в чем заключен секрет исполнительского успеха музыканта?

БД Надо обладать достаточным энтузиазмом и немалой скромностью, чтобы понимать, каким образом установить контакт с людьми. Задача дирижера не сводится к тому, чтобы дисциплинировать оркестр. Необходимо проживать жизнь – как в музыке, так и вне ее. Это очень важно. Но самое главное – необходимо помнить, что никто не хочет прийти на работу и провести там неудачный день. Все стремятся к достижению лучшего результата. И если ты сможешь найти подход к людям, то в этом и будет ключ к успеху.

ВА В Великобритании немало молодых дирижеров сотрудничает с главными оркестрами страны. Как вы попали в Филармонический оркестр Би-Би-Си?

БД Я провел семь концертов, прежде чем мне предложили сотрудничество с этим коллективом. Для меня это было приятным моментом. Эти музыканты играют с определенной убежденностью, и если во время выступления внезапно все поменяешь, оркестр в любом случае пойдет за тобой. Все выступления оркестра Би-Би-Си – волнительные и энергичные, в чем, на мой взгляд, несомненная заслуга Джанандреа Нозеды. По-моему, это он создал такого импульсивного зверя в оркестре!

ВА Бен, какое самое сильное музыкальное впечатление вы испытали в своей жизни?

БД В семнадцать лет я впервые играл на тубе в симфоническом оркестре Бирмингема под управлением финского дирижера Сакари Орамо. Он дирижировал «Жар-птицу» Стравинского. Я прекрасно запомнил его дирижерскую технику. Возможно, у Орамо было что-то и от русской школы, но она показалась мне такой продуманной, что я влюбился в дирижерское искусство. Этот момент очень хорошо сохранился в моей памяти. Я также помню занятия со своей мамой. Она была преподавателем музыки и учила меня два года, дала мне ранний старт в музыке.

ВА Работа в оперном театре вас тоже увлекает?

БД Я обожаю оперу. Мне кажется, музыка, которую композиторы пишут для театра, порой даже превосходит симфонии. Когда ты работаешь с исполнителями, сценографами, режиссерами, оркестром – все это создает особую, наэлектризованную атмосферу. Следующий мой проект, кстати, – «Мадам Баттерфляй» Пуччини, а в 2019-м в Лондоне я вновь буду дирижировать «Волшебную флейту» Моцарта.

ВА Бен, какие впечатления оставил в вашей душе Чешский филармонический оркестр?

БД Первое, что замечаешь, – это звук оркестра. Он как жидкое золото, такое однородное и гладкое. Дирижируя Чешским филармоническим, я не думал о времени. Я мог дирижировать красками, а это то, чем я люблю заниматься. Это очень расслабленный, но при этом преданный своему делу коллектив. Музыканты обладают замечательным чувством юмора. На концертах они буквально оживают.

ВА Вы уже бывали с концертами в России. Есть ли  желание снова приехать?

БД Конечно. С Национальным филармоническим оркестром России мы готовили Вторую симфонию Брамса. В том же концерте звучала «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова (солистка – Злата Чочиева). А открывала вечер концертная увертюра Эдуарда Элгара «На юге». Пока я не планирую поездок в Россию, но очень бы хотел снова вернуться туда. Россия – волшебная страна.

ВА А часы своего досуга как стараетесь распределять?

БД Я – поклонник йоги, люблю читать, ходить в театр, просто гулять и дышать свежим воздухом. Частое общение и встречи с новыми людьми также обогащают. Одна из самых волнительных сторон моей деятельности – путешествия, хотя побыть дома с семьей тоже очень здорово.

Анна Поспелова: <br>Поиск новизны – это не про меня Персона

Анна Поспелова:
Поиск новизны – это не про меня

«Музыкальная жизнь» продолжает публикацию цикла интервью из книги Сергея Уварова «Голос миллениалов», готовящейся к изданию Союзом композиторов России

Эва Яблчиньска и Дариуш Купински: <br>Важно сохранять репертуарный баланс Персона

Эва Яблчиньска и Дариуш Купински:
Важно сохранять репертуарный баланс

Kupinski Guitar Duo: Эва Яблчиньска и Дариуш Купински, один из лучших классических гитарных дуэтов Европы, завершил программу мероприятий VII Международного фестиваля-конкурса гитаристов имени А.

Ильдар Абдразаков: <br>Дон Жуан выступает за свободу действий Персона

Ильдар Абдразаков:
Дон Жуан выступает за свободу действий

Имя Ильдара Абдразакова в составе той или иной постановки неизменно привлекает публику, в какой бы стране ни выступал самый успешный на сегодняшний день российский бас.

Виктор Авиат: <br>Любому театру в ­какой-то момент необходим «чужестранец» Персона

Виктор Авиат:
Любому театру в ­какой-то момент необходим «чужестранец»

Французский музыкант Виктор Авиат проделал уже переставший быть неординарным профессиональный путь от инструменталиста до дирижера.