Берлинская «Русалка» События

Берлинская «Русалка»

Берлинский фестиваль Musikfest Berlin завершился концертным исполнением «Русалки» Дворжака с солистами, которые минувшим летом участвовали в премьере этой оперы в постановке Мелли Стилл на Глайндборнском фестивале под музыкальным руководством Робина Тиччати.

Главные игроки на Musikfest Berlin – ведущие мировые оркестры, вокруг которых и строятся программы. Но для драматургии этих программ недостаточно только звездного наполнения – важна еще и концепция посвящений. В этом году в центре внимания оказались два юбиляра – географ, натуралист и путешественник Александр фон Гумбольдт и композитор Гектор Берлиоз. Первому – 250 лет со дня рождения, второму – 150 лет с года смерти. История гласит, что именно Гумбольдт предложил посвятить «Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке» Берлиоза прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Берлиоз, в свою очередь, был под впечатлением от работ Гумбольдта, в особенности от «Картин природы» и «Космоса». Оба объекта посвящения предполагали неохватную широту тем и сюжетов, что и можно было наблюдать в программе минувшего Musikfest.

Фестиваль открылся концертным исполнением оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини» в версии легендарного сэра Джона Элиота Гардинера, возглавляемого им прославленного Революционно-романтического оркестра, Хора Монтеверди и большой группы солистов. В партии авантюриста Бенвенуто выступил американский тенор Майкл Спайрес. Знаменитую «Фантастическую симфонию» публика услышала в переложении Листа для фортепиано (солист – Александр Мельников), а ее авторский вариант привез Израильский филармонический оркестр во главе с Зубином Метой. «Женщину без тени» Штрауса совсем неспроста поставили на следующий день после «Челлини», чтобы показать, на какие модели ориентировался Рихард в своем оперном творчестве. Владимир Юровский, дирижировавший Симфоническим оркестром Берлинского радио, собрал состав на зависть: партия Императрицы прозвучала в превосходной интерпретации Анне Шваневилмс, а Жена Красильщика обрела роскошный голос Рикарды Мербет.

Оркестр Берлинской филармонии и Хор Берлинского радио под управлением британца Дэниэла Хардинга впечатлили экспрессивным прочтением драматической симфонии «Ромео и Джульетта». Изысканно-пряную «Смерть Клеопатры» Берлиоза должна была спеть британка Элис Кут, но ее экстренно заменила певица, известная своими удачами во французском репертуаре, – американка Сьюзан Грэм. Вместе с вагнеровским тенором Клаусом Флорианом Фогтом она исполнила и сцены из «Троянцев» в сопровождении оркестра Немецкой оперы под управлением Дональда Ранниклса, которые прозвучали у нее намного комфортней, чем диапазонно рискованная Клеопатра.

Не обошлось на этом оркестровом съезде и без Валерия Гергиева. С оркестром Мюнхенской филармонии он представил Первую симфонию Шнитке и Шестую симфонию Брукнера. Туган Сохиев же дирижировал амстердамским Королевским оркестром Консертгебау, входящим в тройку мировых лидеров. Этот великий коллектив привез на фестиваль «Мистерии» Луи Андриссена в контрастном сочетании с Первой симфонией «Зимние грезы» Чайковского. В «Гарольде в Италии» солировала выдающаяся немецкая альтистка Табеа Циммерман в сопровождении оркестра Les Siècles и маэстро Франсуа-Ксавье Рота. Любопытно было слушать новаторское сочинение Берлиоза в комплекте с новаторством Хельмута Лахенмана – его «Mouvement (- vor der Erstarrung)». В ряду композиторов XX–XXI веков на фестивале были представлены сочинения Вареза, Нойвирт, Гризе, Этвёша и других авторов.

Берлин неизменно держит позицию законодателя мод не только в архитектуре, градостроительстве, но и в оперном театре и академической музыке. Почти нет сомнений, что Берлиозу пришлись бы по вкусу виды этого города, где история органично соединяется с настоящим, проецируя будущее. Сам композитор мечтал о концертных залах нового образца с улучшенной акустикой, какую сегодня можно встретить и в Берлинской филармонии и в камерном Зале Пьера Булеза, обожаемом маэстро Даниэлем Баренбоймом. Музыканты стремятся выступить в Берлине, ибо знают, что тут же автоматически получают признание и уверенность в том, что с этого момента их творчество попадает в поле зрения экспертного сообщества.

Musikfest Berlin завершался «Русалкой» Дворжака, как нельзя лучше вписавшейся в дискуссию на тему «Берлиоз и история европейского модернизма». Из памяти еще не выветрились впечатления от первой «Русалки» в Большом театре, получившейся чересчур громкой, крупнопомольной и совсем безрадостной. Молодой маэстро Робин Тиччати показал, что эта сказочная опера немыслима без контрастов и нюансов, которых – неисчерпаемое множество. Главным среди них Тиччати выбрал «звучащие» паузы, воплощавшие немоту Русалки, полученную взамен на способность выйти из водной стихии на берег, в мир людей. Звучность этих пауз была наполнена динамикой «Крика» на известной картине Эдварда Мунка. Тиччати-художник разглядел в партитуре Дворжака бесконечную палитру красок для Немецкого симфонического оркестра, Хора Берлинского радио и международного состава солистов. Состав певцов покорял элегантностью выбора. Безупречно прекрасными, влажными и верткими были три русалки во главе с титульной в исполнении Салли Мэтьюз, в чьем тембре чувствовалось нечто зыбкое, волнующее. Своим лирическим сопрано она рисковала вести напряженную драматическую линию, но вышла из этой бурной воды вполне сухой, придав героине трагические черты.

Партия Ежибабы у Патриши Бардон обрела, прежде всего, яркость, рельефность и графичную стройность интонаций, а вот с богатством тембра и объемом звука несколько проигрывал эмансипированный образ этой видавшей виды колдуньи. Водяной у баса Александра Рославца по вокально-драматической выделке получился почти вагнеровским Вотаном – партии, к которой певец, не исключено, в скором времени благополучно доберется. Он был и любящим отцом, намного острее беспечной дочери переживавшим ее трагедию, и воплощал страшноватую стихию, гипнотизируя виновника трагедии – благополучного Принца. Ученик знаменитого баса Николая Охотникова, Рославец показал и славянскую душевность, и европейскую строгость, и стратегический вокальный расчет, и благородство тембра.

Принца должен был петь словацкий тенор Павол Бреслик, но по причине болезни его заменил Клаус Флориан Фогт. Обладатель героического тенора с очень свежим, юношеского окраса тембром, к тому же недавно исполнявший Принца в парижской Опера Бастий, без труда вписался в ансамбль. Но перепела всех россиянка Зоя Церерина. С умыслом или без, но ее голос действительно очень сильно выделялся на фоне остальных женских голосов. Известная уже не только в России, но и в Европе по партии Турандот, она слушалась в партии Заморской княжны абсолютно по-царски. Лирико-драматическое сопрано большого диапазона, идеальной выдержки, инструментальной силы и технической безупречности позволили ей наделить свою героиню чертами женщины-воительницы под стать вагнеровской Брунгильде, готовой отстаивать свое счастье до конца.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди