Бетховен, камера, мотор Год Бетховена

Бетховен, камера, мотор

Все симфонии Бетховена прозвучат в проекте Digital Orchestra

Дрон поднимается под потолок полупустого зала петербургского пространства Design district DAA. Долетев до центра, он зависает над оркестром: среди стогов сена звучит «Пасторальная» симфония Бетховена. Голоса инструментов эхом отражаются от бетонных стен здания бывшего завода и превращаются в неразборчивый гул. Никого не волнует плохое качество звука, оно останется за кадром, ведь все это – съемки, а запись симфонии уже состоялась. Тут другие задачи: дирижеру и оркестру нужно попадать в фонограмму, музыкальному редактору следить за оркестровыми партиями и вовремя говорить оператору, когда и кого из музыкантов снимать.

Так проходят подготовки к премьере международного некоммерческого проекта Digital Orchestra, созданного дирижером Михаилом Голиковым. Цель нового начинания маэстро видит в популяризации классической музыки в цифровом пространстве. И несмотря на то, что слово «digital» последнее время часто связано с онлайн-­форматами периода пандемии, проект был задуман еще до всех перемен. В перспективе он предполагает взаимодействие лучших музыкантов со всего мира, постоянную мобильность состава, а также образовательную программу и возможность открытого диалога слушателей с музыкантами и композиторами.

Дебютировать Digital Orchestra будет с симфониями Бетховена на онлайн-­фестивале Classic@Home – BEE250VEN к 250-летию композитора (с 21 по 29 августа). По словам Голикова, музыка Бетховена для него – это такая же Библия, как и музыка Баха для многих музыкантов. И, пожалуй, Digital Orchestra by Golikov – пока самый необычный проект в честь юбилея классика.

В век продающей картинки при желании ­что-то популяризировать ставка делается на качественный визуальный ряд. И в случае с классической музыкой, как оказалось, тоже. Поэтому видео исполнения симфоний сняты не только красиво, но и в эффектных локациях – например, в трамвайном депо, Музее Street-­Art, Петропавловской крепости, Витебском вокзале. Впечатление планируют произвести и эпатажными действиями: так, если в начале исполнения стога сена лежат нетронутыми, то в конце они будут полыхать огнем.

Михаил Голиков

На несколько вопросов о музыке Бетховена и предстоящем проекте Михаил Голиков (МГ) ответил корреспонденту «Музыкальной жизни» Марии Невидимовой (МН).

МН Михаил, записи симфоний Бетховена – это наиболее частый объект сравнения дирижерских интерпретаций. Какую запись вы сами любите больше всего?

МГ Конечно, я люблю Караяна, но не во всех симфониях. Иногда мне очень нравится глубокое наполнение музыки Бетховена у Вильгельма Фуртвенглера, и я всегда с интересом наблюдаю за Леонардом Бернстайном – гениальный композитор, но и как дирижер, и как музыкант он, на мой взгляд, состоялся не меньше, и по-человечески он мне очень близок.

Вообще, музыка – это клапан эмоций, и меня всегда вдохновляют записи, которые вызывают напряжение внимания и мурашки, заставляют тебя вдруг ощутить себя по-другому. А при подготовке к этому проекту мне было очень интересно, что делают молодые дирижеры.

МН При длительной работе с музыкой композитора у дирижера могут возникнуть вопросы к нему, но чаще всего задать их уже невозможно. Что бы вы спросили у Бетховена, если бы был такой шанс?

МГ Ох, я бы задал ему много вопросов. Но в первую очередь я бы, конечно, спросил об одном: как он сумел написать такую Девятую симфонию – такую живую, такую глубокую, такую человеческую и объемную, будучи абсолютно глухим.

Но как дирижер и интерпретатор я предпочитаю искать ответы в музыке – и в ней очень много ответов. Порой бывает, что и ныне живущие композиторы, с которыми я работаю, не могут словами объяснить, что же они хотели сказать. Я нахожу ответ на этот вопрос в их музыке, в ее интонациях и паузах, и потом композиторы признают, что мои предположения верны, а они просто не могли подобрать для этого слова. Как если бы Бог послал мелодию или ощущение, которое нельзя объяснить.

МН Работа дирижера напоминает работу хирурга. Она всегда связана с видимым процессом и готовым результатом. Хирург видит последний шов, а у дирижера таким «швом» становится своего рода люфтпауза между последней нотой, которую сыграл оркестр, и аплодисментами. Формат Digital Orchestra тоже дает результат, но, видимо, это результат совершенно иного рода. Каков он?

МГ Эта люфтпауза остается и здесь, но теперь – в формате наших взаимоотношений с музыкантами. В эту короткую паузу в конце записи каждый для себя ­что-то оценивает, ощущает друг друга и, возможно, чувствует будущий потенциал всего процесса. Но я могу сказать честно и открыто: зрителей, конечно, не хватает. Это просто другой формат – и он со своими прекрасными особенностями.

Запись Восьмой симфонии Бетховена в Музее электрического транспорта

Девять врат в царство познания души Год Бетховена

Девять врат в царство познания души

На лейбле PentatonE вышли бетховенские симфонии в исполнении Марека Яновского и Симфонического оркестра Западногерманского радио

И еще на 250 лет Год Бетховена

И еще на 250 лет

В год бетховенского юбилея Вена должна была стать одним из главных центров чествования великого композитора.

Дверь в иное Год Бетховена

Дверь в иное

По случаю 250-летия Людвига ван Бетховена журнал «Музыкальная жизнь» провел юбилейный опрос современных российских композиторов.

Бетховен для страждущего человечества Год Бетховена

Бетховен для страждущего человечества

Герой романа Томаса Манна «Доктор Фаустус» композитор Адриан Леверкюн в порыве мрачного отчаяния хотел отнять у людей Девятую симфонию Бетховена: «Я понял, этого быть не должно.