Вновь столичные зрители смогли увидеть впечатляющую панораму музыкально-театральной жизни России, чему способствовали принципы, заложенные основателями проекта – Ассоциацией музыкальных театров России и ее президентом Георгием Исаакяном. Стоит напомнить главнейшие из них: спектакли для участия в показе в столице выбирают сами театры, а не эксперты со стороны. Тем самым именно театры сами определяют свой истинный уровень и несут ответственность за свой выбор. Второе важное отличие от других фестивалей – отказ от соревновательного принципа, от избрания лауреатов, призов, вручения дипломов и прочих регалий. На фестивале «Видеть музыку» царит атмосфера профессионального братства, дружеского единения и поддержки. А театры Москвы по-братски безвозмездно предоставляют своим коллегам из регионов сценические площадки и необходимый персонал. В №10, 2018 мы уже опубликовали первые впечатления, а теперь подводим итоги фестиваля в жанре Оперетта/Мюзикл.
По справедливости, наибольший интерес вызвали два спектакля Свердловского театра музыкальной комедии. Оба – абсолютные новинки для столичных зрителей, что неудивительно: первый из них, мюзикл Евгения Загота «Декабристы» написан по заказу театра, а «Эвита» знаменитого Эндрю Ллойда Уэббера получена по эксклюзивному контракту всего на 8 представлений.
«Декабристы» – серьезная, можно сказать, этапная работа для славного театра, отмечающего свое 85-летие. Масштабный, даже монументальный спектакль поставила сложившаяся команда – режиссер Кирилл Стрежнев, дирижер Борис Нодельман и хореограф Сергей Смирнов. Сценографом был приглашен московский художник Игорь Нежный, который создал выразительный образ зимнего императорского Петербурга, строгого, холодного, красивого, с классическими колоннами и с впечатляющими элементами вроде царского трона с большим имперским двуглавым орлом. Дополнили зрительный ряд и очень украсили постановку великолепные костюмы соратницы И.Нежного Татьяны Тулубьевой.
Авторы либретто – Карина Шебелян и поэтесса Алина Байбанова не ставили перед собой задачу следовать сложившейся в отечественной историографии оценке событий и персонажей декабристского восстания. Напротив, они, даже вызывающе, пересматривают устоявшиеся взгляды на героев трагического путча, создавая свой, новый миф, причем с заметной долей патетики. Кириллу Стрежневу, однако, удается избежать пафоса, его постановка драматически эмоциональна, а в некоторых эпизодах даже с некоторыми сатирическими красками, как в сценах с дворниками.
Центральными персонажами сюжета мюзикла являются князь Трубецкой и его жена Екатерина. Артисты Игорь Ладейщиков и Татьяна Мокроусова рисуют образы привлекательных и благородных людей. Их дуэт – одна из самых ярких сцен спектакля. Рельефны, выразительны у исполнителей остальные персонажи трагической истории: Петр Каховский как предтеча будущих террористов, поэт-мечтатель Кондратий Рылеев, лидер другого тайного общества Павел Пестель, генерал Милорадович, царь Николай I и все участники многофигурного и очень эмоционального спектакля, включая артистов хора и миманса.
Важное и активное место в замысле Стрежнева занимает детский хор. Игры детей в деревянных солдатиков имеют символическую функцию и появляются в ключевых моментах спектакля, включая трогательный и очень экспрессивный финал.
Жанр своего произведения Евгений Загот склонен считать скорее лайт-оперой, нежели мюзиклом. Его музыка – широкого диапазона, от частушки до молитвы, она классического стиля, мелодична, хорошо инструментована. Среди наиболее запоминающихся номеров спектакля, несомненно, сцена «Клятва» и дуэт Трубецких. Дирижер Борис Нодельман раскрывает партитуру композитора с заметным вдохновением.
Большой интерес зрителей и коллег вызвал и второй спектакль, показанный свердловчанами на фестивале, нашумевший мюзикл Ллойда Уэббера «Эвита». Театр определил свою постановку как semi-stage, то есть в концертном исполнении. Однако «концерт» произвел впечатление полноценного и яркого спектакля. Этим он обязан изобретательной и эффектной режиссуре Алексея Франдетти, мастерству дирижера Бориса Нодельмана и хореографа Ирины Кашубы.
Заглавную роль Эвиты, девушки-провинциалки, приехавшей завоевать Буэнос-Айрес и ставшей женой президента-диктатора Хуана Перона, играет Татьяна Мокроусова. Роль сложная, образ крайне противоречивый: с одной стороны, она волевой лидер, много сделавшая для простых людей, а с другой – амбициозная женщина, беспринципная и корыстолюбивая, хотя и искренне верящая в свое призвание, любящая родину и ставшая верной подругой Хуану Перону. Татьяна Мокроусова ведет свою роль вдохновенно, показывает образ Эвиты в развитии, не пытается ее обелить, но в то же время вызывает к своей героине сочувствие и симпатию.
Сложен также и введенный в сюжет Рассказчик по имени Че. Его прообраз, несомненно, навеян легендарным Че Геварой. Игорь Ладейщиков правдиво передает противоречивые чувства своего героя к Эвите. Он и осуждает ее и… влюбляется в эту яркую женщину.
Несмотря на заявленное в программе «концертное исполнение», весьма впечатляюще в спектакле поставлены массовые сцены: демонстрации протеста или поддержки своей любимицы, скорбь народа по поводу ее безвременного ухода.
Мелодическое богатство музыки Уэббера, с заметным вкраплением латиноамериканских мотивов, сложные вокальные номера героев и ансамбли исполняются исполнителями и оркестром, располагающимся на сцене за спиной артистов, уверенно и с большим темпераментом.
Два спектакля Свердловского театра музкомедии задали высокую планку для остальных участников фестиваля, невольно заставляя сравнивать и сопоставлять… Конечно, при этом необходимо учитывать «разность весовых категорий», как говорят спортсмены. Так, на фестиваль привез свой спектакль ближайший сосед екатеринбуржцев – Театр музыки, драмы и комедии из города Новоуральска, бывшего Свердловска-44. Как и другие театры, живущие в закрытых моногородах с ограниченным контингентом зрителей и небольшой труппой, этот коллектив не только проявляет чудеса выживаемости и изобретательности в нелегких условиях, но и смело творит, ставит спектакли мюзиклов и классических оперетт и имеет собственное творческое лицо.
На фестиваль «Видеть музыку» новоуральцы привезли мюзикл А.Колкера «Труффальдино». Известная комедия Гольдони «Слуга двух господ» была трансформирована Кимом Рыжовым и Владимиром Воробьевым в либретто, органично ставшее мюзиклом, шедшим много лет на многих сценах. Постановщик новоуральского спектакля режиссер Елена Кузина поставила его, разумеется, в стиле комедии дель арте, создав динамичную, даже суматошную атмосферу действия.
Яркие декорации сценографа Ивана Мальгина и танцы, поставленные балетмейстером Натальей Володькиной, соответствовали стремительному ходу действия. Из актерских работ отметим исполнителя роли Труффальдино Александра Колмогорова.
Музыкальная же сторона спектакля, вокальный уровень исполнителей и звучание оркестра, несмотря на усилия дирижера Вячеслава Петушкова, нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Единственная на этом фестивале классическая оперетта была представлена спектаклем театра «Санктъ-Петербургъ Опера» «Корневильские колокола» Робера Планкетта. Уже за то, что Юрий Александров, художественный руководитель театра и постановщик «Колоколов», возродил к жизни замечательное произведение опереточного жанра после многих десятков лет забвения, он заслуживает нашей благодарности. Отдельное спасибо за то, что режиссер, как ныне водится, не перенес действие куда-нибудь вроде концлагеря или психбольницы…
Незамысловатый сюжет оперетты постановщик разыграл в духе откровенно условного театрального представления, с условным оформлением, но безусловными (и красивыми) костюмами эпохи ХVIII века. Что касается драматургии, то пьеса, принятая театром, намного ближе к первоисточнику, чем знаменитая постановка Вл.И.Немировича-Данченко 1932 года в своем музыкальном театре, где великий режиссер и его либреттисты М.Гальперин и В.Инбер превратили героя из маркиза де Корневиля в… Мольера под прозрачным именем Жан-Батист Вильер, странствующего со своей труппой.
Александров бережно отнесся к главной ценности старой оперетты – ее прекрасной музыке с несколькими подлинными шлягерами. Вокальный уровень солистов – Егора Чубакова – Корневиль, Владислава Мазанкина – Гренише, Александры Зарубиной – Серполетта, Елены Тихоновой – Жермен, да и других участников – позволил без потерь донести прелесть музыки Планкетта, внеся в нее свое, нынешнее, понимание и отношение. В этом достойным соратником Александрова явился дирижер Александр Гойхман.
С интересом ожидался популярный мюзикл Митчелла Ли «Человек из Ламанчи». Этот спектакль привез в столицу Алтайский музыкальный театр. На прошлогоднем фестивале барнаульцы показали две свои удачные работы – оперетту «Сильва» и мюзикл «Ползунов». На сей раз впечатление от их спектакля было заметно скромнее. В громком и суматошном представлении просматривалась не попытка донести до зрителя гуманистические идеи авторов пьесы и музыки, а желание посмешить и повеселить. Молодому режиссеру Константину Яковлеву и молодым актерам Михаилу Лямину и Виталию Селюкову в центральных ролях Дон Кихота и Санчо Пансы не удалось реализовать мысли, декларированные в программке: «Как оставаться преданным своей мечте, суметь сохранить ее и, главное, поселить в сердца людей»; эти благородные намерения потонули в криках, драках и изобилии танцев. Ближе к идеям авторов была Альдонса, важную роль которой искренне и с полной отдачей исполнила Татьяна Столбовская.
Хочется пожелать дружному и способному коллективу Алтайского театра продолжить работу над постановкой.
Оперетту Евгения Птичкина «Бабий бунт» представил на фестивале Театр оперы и балета Республики Коми. Это произведение безвременно ушедшего талантливого композитора хотя и лишено цельной музыкальной драматургии, но напоено пленительной песенной стихией, истинно народной – казачьей – по духу, хотя и без малейшего цитирования. Многие номера «Бабьего бунта» исполняются в концертах, а «цыганская» песня Николки вообще стала популярным шлягером. Постановка Ильи Можайского привлекает именно этим казачьим духом, простодушной веселостью, колоритом станичного быта казаков и их своеобразного говора. Хорошо разработаны массовые сцены и танцы (хореограф – Андрей Альшаков). На достойном уровне музыкальная сторона спектакля, руководимая дирижером Азатом Максутовым. Актеры играют свои роли с видимым удовольствием, но иногда и переигрывают, как, например, исполнители ролей Деда Захара и его жены Семеновны.
Постоянный участник фестиваля – Московский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва показал два своих спектакля: мюзикл Марка Самойлова «Астрономия любви» и детский – «Грибной переполох» Александра Кулыгина. У театра нынче большое событие: после реконструкции он получил большую сцену, труппа играет с подъемом и с успехом.
Вне рамок этого обзора оказался ряд мюзиклов для детей, среди них удачные постановки Санкт-Петербургского театра «Карамболь» под руководством Ирины Брондз. В этом году спектаклей для детской аудитории стало заметно больше, что не может не радовать.
Фестиваль «Видеть музыку», этот всероссийский смотр музыкальных театров страны, подтвердил свой статус успешного и очень нужного мероприятия, за что от всех участвующих театров и зрителей, заполнявших залы, искренняя благодарность его организаторам – Ассоциации музыкальных театров, его руководству и, конечно, Министерству культуры, губернаторам и спонсорам, которые сделали возможным проведение фестиваля такого масштаба.