Без ответа на вопросы События

Без ответа на вопросы

«Иоланта» в интерпретации Сергея Новикова

Буквально недавно все обсуждали геликоновскую премьеру «Орландо, Орландо»: живой интерес обеспечил тогда «ход конем» в сторону эксперимента. Режиссер Георгий Исаакян, композитор-диджей Габриэль Прокофьев, дирижер Эндрю Лоуренс-Кинг и художник Хартмут Шоргхоффер создали полистилистическое прочтение барочного шедевра Генделя – и, безусловно, спектакль формировал впечатление, о нем спорили, его ругали и хвалили.

Новая премьера, выпущенная «Геликон-оперой», по многим составляющим тоже претендует на успех: выбрано вполне кассовое название, фабула сюжета раскрывается в модном ключе, декорации и костюмы отнюдь не архаичны.

Так сложилось, что «Иоланта» Чайковского овеяна прямолинейным мифом сказочной истории: лирической, доброй и красивой. Кроме того, опера якобы и не совсем самодостаточна – по завету Петра Ильича ее часто соединяют с «Щелкунчиком» или с чем-нибудь еще. В «Геликоне», кажется, поставили благую цель избавиться от этих условий: вскрыть глубокие смыслы произведения и ничем другим вечер не перенасыщать.

Худрук «Геликона» Дмитрий Бертман, сам недавно ставивший «Иоланту», посчитал, вероятно, что в 2012-м своей постановкой в Театре имени Н. И. Сац уже все соображения на тему притчи о слепой дочери короля Рене нам рассказал. И дал возможность проявить себя Сергею Новикову – участнику проекта «Нано-опера», совмещающему творческие амбиции с работой на посту начальника Управления Президента РФ по общественным проектам. Вспоминается его режиссерский дебют с «Русалкой» Даргомыжского, визуальный образ которой оказался почти идентичен новой «Иоланте».

Над созданием спектакля, кроме режиссера, работали: музыкальный руководитель и дирижер – Евгений Бражник, художники-постановщики – Александр Купалян и Глеб Мухаметлатыпов, художник по костюмам – Мария Высотская, художник по свету – Денис Енюков и хормейстер – Евгений Ильин.

Постановочная команда создавала облик спектакля, ориентируясь на внешнюю привлекательность: много роскошных цветов, симпатичный антураж замка, не привязанного ни к какой геолокации, использована не раздражающая зрительский взгляд цветовая гамма.

Модные подружки Иоланты с гаджетами

Населяют получившуюся «картинку» герои в костюмах на современный лад: модные подружки Иоланты с гаджетами, босс-Рене, гламурный музыкант (роль специально придумана для контратенора Кирилла Новохатько). Кстати, добавлена еще одна роль – слепая кружевница (Екатерина Облезова).

Когда настает время говорить о режиссерской идее – пазл не сходится. «Русалку», например, Новиков делал как акцию против абортов. В «Иоланте» заявленная логика, раскрывающая проблему зависимости нового поколения от гаджетов и соцсетей, с первого плана быстро уходит на периферию, и в спектакле ничего концептуального утвердить не получается. А вроде бы все условия для реализации замысла на месте: и сценография, и костюмы, и слепая кружевница. Причиной тому может быть дезориентированность компонентов спектакля. Воедино ничего не сливается: в этих же декорациях и с яркими ультрасовременными костюмами можно сыграть половину репертуара московских театров, а мало-мальскую идею гаджетов внедрить куда-то еще тоже труда не составит.

Чайковского легко можно испортить и ненужными смыслами, и сомнительным визуальным рядом, и недоработкой воплощения сюжетных линий. А в спектакле «Геликона» нереализованные режиссерские идеи, как ни странно, обидным провалом не оборачиваются – унисекс сценографии постановки не мешает певцам создавать образы.

Музыкальная работа Евгения Бражника относительна. Репутация маэстро довольно прочна, его авторитет подтверждается тонкой работой со звуком и редким умением по-настоящему взаимодействовать с певцами. Такие технические качества для дирижера немаловажны, но в плане симфонического развития партитуры появляются вопросы: оперная драматургия не чувствуется, и спектакль, лишенный внятного режиссерского видения, вовсе превращается в концерт.

Ольга Щеглова для партии Иоланты пока еще не готова: вокальный аппарат и технические возможности не позволяют до конца раскрыть образ, с актерской точки зрения певице очень даже подвластный. Роберт Максима Перебейноса упирается в ограниченную тесситуру певца – верхние ноты получаются с трудом и нажимом. Проблемы с ровностью тембральной окраски диапазона мешают выполнять свою задачу Виталию Фомину, его Водемон также убедителен только с драматической стороны (наверное, удачи актерских рисунков – заслуга режиссера в том числе). Достойный уровень вокала в партии короля Рене показал Александр Киселев.

В контексте особенностей новой постановки «Иоланты» в «Геликоне» представляется неслучайным, что статья музыковеда Ады Айнбиндер, напечатанная в премьерном буклете, завершается тирадой риторических вопросов: «Да, “Иоланта” не похожа ни на одно сочинение Чайковского. В нем нет очевидного противостояния добра и зла, героя и всеразрушающего рока, когда самое искреннее и светлое чувство неминуемо оборачивается трагедией. Но возможен ли счастливый финал у Чайковского? Что есть слепота, и в чем прозрение? Принесет ли оно счастье?» Зрителю предлагается самому решать, есть ли ответы в данной интерпретации.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»