Без поливки и капуста сохнет Тема номера

Без поливки и капуста сохнет

Об одном из экспонатов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского

В собрании Государственного мемориального музыкального музея-­заповедника П.И. Чайковского особое место занимают подарки, полученные композитором от его поклонников, родственников и друзей. Многие из них – уникальные произведения ювелирного искусства.

Среди подношений: серебряные венки, украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями дирижерские палочки, бювары, папки-­адреса, а также серебряные кружки, солонки, спичечницы, дорожные приборы, утратившие в XIX веке свое бытовое назначение и служившие в основном предметами для подарков. Несколько изделий принадлежат фирмам выдающихся московских ювелиров того времени: П. А. Овчинникова, И. П. Сазикова, И. П. Хлебникова, В. С. Семенова. Особенностью работ этих первоклассных мастеров является использование декоративных элементов, характерных для древнерусского искусства, к возрождению традиций которого они стремились: разного вида эмали, надписи «в русском стиле» с пословицами и поговорками, черневые гравюры с видами памятников архитектуры.

Все эти приношения появились у композитора в важные моменты его творческой биографии. Например, серебряная шкатулка фирмы «русского Бенвенуто Челлини» И. П. Сазикова связана с присуждением Чайковскому Петербургским отделением Императорского Русского музыкального общества в апреле 1874 года премии М. А. Кондратьева, а серебряная кружка ювелира И. П. Хлебникова – с премьерой оперы «Пиковая дама» в Большом театре в Москве 4 ноября 1891 года. Более подробно расскажем о серебряном дорожном погребце, который представлен в одной из витрин мемориальной экспозиции Музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину.

Особенно много драгоценных подарков от восторженных почитателей Чайковский получил в последние годы жизни, когда началась его систематическая дирижерская деятельность, вызванная стремлением композитора расширить круг людей, знающих и любящих его музыку, познакомить публику разных стран с произведениями русских композиторов. К 1887 году, началу этой деятельности, относится поистине роскошный подарок – дорожный погребец, изготовленный московской фабрикой серебряных изделий В. С. Семенова, который Чайковский получил 14 ноября в Москве во время второго симфонического собрания Московского отделения Императорского Русского музыкального общества.

Концерт полностью состоял из произведений композитора. В этот вечер были исполнены: фантазия «Франческа да Римини», сюита № 4 «Моцартиана» (первое исполнение), Торжественная увертюра «1812 год», Концертная фантазия, в которой солировал С. И. Танеев, ариозо из оперы «Чародейка» и два романса – «Погоди…» и «Так что же?» (op. 16 №№ 2 и 5), в исполнении А. Ю. Скомпской. За дирижерским пультом стоял автор.

Концерт имел огромный успех. На следующий день своими впечатлениями от концерта Чайковский поделился в письме к брату Модесту Ильичу: «…публика была необычайно восторженная. Поднесли несколько драгоценных подарков и множество венков».

Подробности о концерте сообщала в № 315 за 15 ноября 1887 года газета «Русские ведомости»: «… весь концерт был рядом оваций П. И. Чайковскому <…>. С самого первого его появления за дирижерским пультом начали подходить различные депутации с венками и поднесениями. <…> От публики поднесен дорожный погребец изящной работы…»

Подаренный композитору дорожный погребец – это набор серебряной посуды для путешествий, состоящий из подноса, графина и двенадцати чарок. Крышку футляра украшает серебряная пластина с награвированной надписью: «Петру Ильичу Чайковскому от Московских почитателей 14-го ноября 1887 г.».

Все предметы дорожного погребца выполнены с исключительным мастерством. Их художественную особенность составляют рельефные черневые орнаменты из растительных завитков на слегка опущенном золоченом фоне и орнаментальные тексты народных пословиц, своего рода модернизированное подражание надписям на русских сосудах XVII века.

Круглый поднос на трех ножках-­шариках, со слегка опущенным днищем, богато декорирован рельефными черневыми орнаментами на золоченом фоне. В центре – в древнерусском стиле черневая надпись «Москва», вокруг которой в медальонах можно прочесть: «ПЧ» и «18 14 /XI 87», а по кругу – пословицу «Сосед любит пить вино, подноси сосед соседу». Орнаментальный фон подноса прерывается двенадцатью круглыми медальонами, в которых награвированы названия произведений Чайковского: «Фантазия, ор. 56», «Черевички», «Иоанна д’Арк», «Снегурочка», «Ромео и Джульетта», «Торжественная увертюра “1812 г.”», «Франческа да Римини», «Буря» и «Манфред», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», «Моцартиана». Стеклянный графин закрывает серебряная пробка в виде фигурки пляшущего мужика. Серебряный с позолотой подграфинник украшают многочисленные орнаменты и стилизованная надпись-­пословица: «Пей при всех, не пей украдкой, а то будут звать Филаткой», а также круглый медальон с резными инициалами «ПЧ».

Чарки с фигурной ручкой, внутри позолоченные, выполнены в форме усеченного конуса и отличаются друг от друга разными орнаментальными мотивами и размером. На восьми маленьких чарках между полосками рельефного геометрического орнамента – инициалы «ПЧ» и, на золоченом фоне, надписи-­пословицы: «Чару выпивать горе забывать», «Без поливки и капуста сохнет», «Пей до дна, а на дне добро», «Пей да дело разумей».

На четырех чарках большего размера между орнаментальными цепочками из кружков приведены инициалы «ПЧ» и на слегка опущенном золоченом фоне надписи-­пословицы: «Вина не пить хозяина не любить», «Без поливки и капуста сохнет», «Вино веселит сердце человека».

Дорожный погребец – это лишь одно из приношений, полученных Чайковским во время концерта 14 ноября 1887 года. Московские ценители творчества композитора, среди которых было немало его друзей, детально продумали свой подарок: они хорошо знали о стремительном ритме его жизни, наполненной путешествиями, длительными концертными поездками, артистическими триумфами. Чайковский «был невыразимо тронут выражениями сочувствия московской публики».

DSCH Тема номера

DSCH

25 сентября 2021 года исполняется 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича

Кристиан Рудольф Ридель: <br>Мы можем гордиться своей работой Тема номера

Кристиан Рудольф Ридель:
Мы можем гордиться своей работой

К празднованию своего 300-летия крупное немецкое издательство Breitkopf & Härtel (Лейпциг) инициировало выпуск критических издании симфоний Густава Малера.

Музыка Малера – это привилегия Тема номера

Музыка Малера – это привилегия

В рамках программы «Малеровский час» вице-президент Фонда Малера Мортен Сольвик побеседовал со всемирно известным баритоном Томасом Хэмпсоном, который занимает в Фонде должность Специального советника по художественным вопросам.

Профессия «композитор» Тема номера

Профессия «композитор»

Миф или реальность?