Юбиляр сидел в первом ряду – высокий, большой человек, убеленный сединами и отягченный регалиями: народный артист России, академик, профессор. В его адрес родная Московская филармония, которой он служит более 50 лет, как говорится, «верой и правдой», прислала телеграмму за подписью генерального директора МГАФ А.А.Шалашова: «Больше полувека ваша творческая судьба была связана с Московской филармонией и Камерным оркестром. Трудно сосчитать, сколько важных для филармонической жизни и музыкальной истории нашей страны концертов и премьер прошло с вашим участием. Как много вы сделали для того, чтобы публика открыла для себя музыку барокко и полюбила ее. Как обязаны вам гобоисты расширением репертуара и престижем профессии. Для скольких молодых музыкантов вы открыли дорогу в большое искусство и своим примером учили их трудолюбию, артистической честности, бесконечной преданности делу».
Действительно, Евгению Непало было что вспомнить в этот вечер. В силу темперамента, энергии он всегда оказывался в гуще актуальных событий. В Москве появился первый камерный оркестр, игравший музыку XVIII века, и молодого талантливого гобоиста приветил Рудольф Баршай, сделав его своим соратником. Сейчас нам сложно представить те времена: теперь оркестров, ансамблей, играющих и Моцарта, и Баха, и их забытых современников, – десятки. А тогда – tabula rasa, непаханая целина, которую возделывали 20 человек.
Довелось ему играть с великими: его диск с исполнением Двойного концерта Баха для гобоя и скрипки в дуэте с Иегуди Менухиным у меня выпросил Бруно Монсенжон – раритет, цену которого хорошо понимают знатоки.
Но быть в массовке такой яркой личности не пристало, и Евгений Непало, после отъезда Баршая на Запад, с одной стороны, активно включается в руководство родного коллектива, а с другой – создает свой, камерный ансамбль «Экселенте». Тут он смог реализовать и свои музыкальные мечты, и деловые амбиции, придумав проект «Российские музы – миру». «Экселенте» выступал, кажется, во всех посольствах: Австралии, Бельгии, Германии и так далее в алфавитном порядке. С ансамблем играли российские солисты сегодняшнего первого ряда: Денис Мацуев, Николай Луганский, Екатерина Мечетина… Это были парадные суаре, витрина наших исполнительских достижений, та самая «мягкая» дипломатия, в которой России нет равных.
Вместе с этим ансамблем выступала Мария Лазарева – наверное, главный и самый важный «проект» Евгения Непало. Внучка, продолжательница династии, выросла в зрелую артистку, умеющую многое в профессии. В юбилейном концерте она предстала не только как прекрасная скрипачка, но и как композитор, написав мелодичное, в романтической ауре Концертино для фортепиано и струнных (солистка Дарья Гуща). И как аранжировщик, сделав переложение для скрипки с оркестром Ноктюрна до-диез минор Шопена – одного из любимых сочинений юбиляра.
Вечер в Московской филармонии получился теплым, почти семейным. Евгений Непало, «нарушая» протокол и торжественный стиль ведущего Петра Татарицкого, комментировал некоторые номера программы, представлял участников – молодых артистов Государственного камерного оркестра, тех, кто сегодня подхватил его эстафету. «Нам важен ваш опыт, знания, вы – связующая нить исторических времен», – такими словами поздравили его коллеги.
«Встретимся на 90-летии», – ответил Евгений Непало и увел весь зал на банкет.