Без страха смотреть на небо События

Без страха смотреть на небо

На Камерной сцене Большого театра представили «диалог» двух опер послевоенного времени

День Победы праздником можно назвать исключительно условно: он не только «со слезами на глазах», он с кровью и бесконечным горем по миллионам погибших людей. И с каждым годом эти ощущения становятся только острее. Правильно, что 9 мая – культовая дата для многих стран: так мы не позволяем нашей национальной памяти стирать ужас катастрофы и, может быть, предотвращаем очередные трагедии. Самая мощная память – искусство, это уже абсолютно доказано временем. А сила конкретно музыки заключается в эмоции, которая «оживляет» для нас историю максимально доходчиво.

К 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне один из самых удачных и, думается, правильных спектаклей представил Большой театр: на Камерной сцене имени Б.А. Покровского прошли премьеры новых постановок одноактных опер послевоенного времени – «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана. Идея режиссера Ханса-Йоахима Фрая заключалась в объединении, казалось бы, совершенно разных произведений в один спектакль с общими героями и сквозной сценографией.

Моноопера Фрида создавалась на основе пронзительного документа, обличающего нацизм и раскрывающего трагедию холокоста, – дневника 13-летней еврейской девочки, погибшей в Освенциме. Сюжет оперы «Белая роза» Циммермана – один час 1943 года, который немцы Софи и Ханс проводят в ожидании казни за распространение антифашистских листовок.

Ситуации в операх разные, перед нами отчаянное сопротивление как «извне», так и «изнутри», технически их переплести, казалось бы, совершенно невозможно. Придуманная режиссером параллель все же срабатывает, потому что нет ничего страшнее взаимного ощущения ужаса, когда мы буквально видим нависшую фашистскую силу, справиться с которой героям было не под силу.

Обе истории – это неприукрашенный путь к смерти, один на всех и по единственной жестокой причине. Герои двух опер в постановке взаимодействуют, всегда присутствуют на сцене, трагедии их разворачиваются параллельно, и мы можем постоянно сопоставлять. Надо сказать, от опыта такого сравнения кровь в жилах стынет.

Режиссер Ханс-Йоахим Фрай и художник-постановщик Петр Окунев использовали минимум средств: увеличили пространство Камерной сцены благодаря проекциям на большом экране, расставили по краям ведущие вверх лестницы, которые стали символом твердой воли главных героев. Участие миманса оказалось оправданным, потому как не создавало «мельтешения». Во всех нюансах спектакля постановщикам помогало чувство меры. «Двойной спектакль» можно считать удачным по правильно поставленному акценту – на выразительное свойство музыки.

Когда мы слушаем «Дневник», нас ничто не должно отвлекать от насыщенной и многожанровой драматургии оперы, где частая смена «кадров» имеет почти режиссерскую функцию. Мы слышим отточенную темброво-оркестровую  драматургию,  подчеркивающую эмоциональные сферы: беззаботное детство, проживание катастрофы, самоотверженная борьба и не покидающая вера во спасение.  Дирижеру Филиппу Чижевскому удалось очень точно и выразительно передать непростую идею партитуры: кроме того, он качественно поработал с музыкальным материалом, удачно выстроив баланс и динамику.

Безусловно, сценический успех монооперы «Дневник Анны Франк» определяет прочтение роли певицей. Александре Наношкиной пришлось столкнуться с массой технических и актерских задач: партия сложная, а перевоплощение многогранно. Например, в номере «Убежище» есть трудный переход от пения к  речи,  требующий детальной  проработки. Артистка смогла показать взросление девочки, произошедшее непосредственно в процессе написания того самого  дневника, который заставлял ее анализировать происходящее: «Теперь я знаю, что мужество и жизнерадостность – самое важное на свете! Богатство, славу – все можно потерять, но счастье сердца может только на время заглохнуть, а потом снова проснуться и сделать тебя счастливым на всю жизнь. Пока ты можешь без страха смотреть на небо».

С «Белой розой» все иначе: да, в отличие от партитуры Фрида, устроенной по другим закономерностям, в опере Циммермана есть мелодическая основа и даже многократно повторяющаяся лейттема. Опера длится около часа и буквально технически нацелена на создание физического ощущения дискомфорта: она статична, практически без привычного развития, «напряжен» музыкальный язык. По сюжету этот час – последний в их жизни, и проводят они его в ожидании неминуемой смерти.

«Меня волнует внутренний мир человека, совершившего подвиг, – рассказывал в одном из интервью композитор. – Почему они пошли на него? Перед современными молодыми людьми также стоит проблема выбора, поисков своего места в жизни, обретения совести. Это проблема личной ответственности каждого в сложном современном мире».

Образы главных героев создавали Ирина Хрулева и Василий Гафнер. Возможно, сам материал помогал им «не распадаться» на певца и артиста: настолько там все сопряжено и мудро сделано, каждая интонация помогает найти ключ к образу и эмоциональному состоянию, практически неподвластному нашему пониманию.

Музыка Циммермана имеет гипнотическое действие, существенно отличается в этом плане от музыки Фрида, где много обостренно-иллюстративного, а динамика действия позволяет удерживать слушательское внимание. Всем солистам этого спектакля удалось подчинить свои уверенные технические возможности художественным задачам, получился достойный и цельный результат.

Да, из зала вы выйдете далеко не с ощущением праздника по случаю победы нашего народа. Никакая бодрая песня военного времени или смена театральности на мирную реальность не поможет абстрагироваться от размышлений об увиденном. Но все же каждый должен через это пройти: и лучше в театре, чем в жизни.

Леонид Резетдинов: Пентатоника выскакивает в моей музыке самым чудесным образом События

Леонид Резетдинов: Пентатоника выскакивает в моей музыке самым чудесным образом

Земля и небо События

Земля и небо

Леонид Десятников получил Платоновскую премию

Разыгранный «Фрейшиц» События

Разыгранный «Фрейшиц»

Премьерная серия показов легендарной оперы Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок» в постановке Александра Тителя прошла 9–11 июня в МАМТ.

Не спать События

Не спать

Сводки с Дягилевского фестиваля