Безмятежная дорога в вечность События

Безмятежная дорога в вечность

В Москве побывал с визитом Даниэль Баренбойм

26 мая легендарный музыкант выступил как пианист с сольным концертом в БЗК, посвятив его памяти Дмитрия Башкирова, а на следующий день провел мастер-класс в стенах Московской консерватории. Событие было организовано фондом «Музыкальный Олимп».

Маэстро несколько раз посещал столицу нашей страны, но в XXI веке – исключительно как дирижер. Баренбойма-пианиста Москва ранее слышала единственный раз еще в далеком 1965 году. Неудивительно, что нынешнего приезда публика ожидала с особым трепетом и предвкушением чуда – пожалуй, можно провести параллели с легендарными гастролями Владимира Горовица в 1986 году.

На сольном концерте пианист представил программу из трех последних сонат Бетховена. «Поздние сонаты… Почему нет?» – с присущим ему юмором он объяснил свой выбор журналистам.Главным фактором тем не менее стал юбилейный год Бетховена, широко отмечавшийся по всей Европе. Даниэль Баренбойм приурочил к 250-летию со дня рождения немецкого композитора выход на Deutsche Grammophon полного цикла фортепианных сонат, записанного им уже в пятый раз в своей жизни. Закономерно, что сонаты Бетховена прозвучали и в стенах Большого зала Московской консерватории.

Выбор сочинений заведомо располагал к спокойному, отрешенно-философскому модусу вечера, и те слушатели, которые ожидали явления Баренбойма в облике Зевса Олимпийского за роялем, скорее могли быть разочарованы. Для самого музыканта, исполнившего в разных своих ипостасях практически все сочинения Бетховена, сонаты (наряду с квартетами)прежде всего дневник композитора, чьи страницы наполнены глубоко личными переживаниями, по отношению к которым прямолинейная и негибкая интерпретация не всегда уместна. В своих интервью пианист часто говорит о произведениях Бетховена как результате напряженной работы феноменального «внутреннего духовного слуха» композитора. Именно в этом русле Баренбойм исполнял Тридцатую, Тридцать первую и Тридцать вторую сонаты. Созерцание преобладало над действием, а состояние погружения в глубины внутреннего слуха не оставляло места для активной борьбы и утверждения идей. Все три сонаты были выстроены как один путь ввысь, в небо, откуда уже неразличимы конкретные, обособленные детали, а важна сама атмосфера. В этих условиях даже драматичная первая часть Тридцать второй сонаты прозвучала лишь как отголосок внешних конфликтов. Неудивительно, что содержательной «высшей точкой» концерта стала знаменитая Ariettaс вариациями – вторая часть этой сонаты, исполненная как безмятежная дорога в вечность, растворение во Вселенной, уход за ту грань, где уже неважны треволнения и суета реальной жизни.

На следующий день в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся мастер-класс Даниэля Баренбойма, вполне закономерно посвященный работе над сонатами Бетховена. Отобранные для участия студенты (Антон Вереницын, Александр Захаров и Алихан Кундухов) сыграли Семнадцатую, Тридцать первую и Тридцать вторую сонаты соответственно. Молодые пианисты представляли разные направления консерваторской фортепианной школы и в целом не попрали честь родной alma mater, но главными героями дня стали, конечно же, не они, а именитый гость, раскрывший себя как обладатель яркого преподавательского дара и фундаментальных познаний. В первую очередь поражала глубина и въедливая детальность работы музыканта с нотным текстом. Любое мельчайшее указание Бетховена для Баренбойма – необходимый ключ к интерпретации, потеря которого непоправимо разрушает весь замысел композитора, прошедший горнило его внутреннего слуха. Динамические и темповые пометки нуждаются в скрупулезном, продолжительном осмыслении, и индивидуальный, субъективный подход к исполняемому возможен лишь после досконального, практически абсолютного знания того, что написано рукой композитора в нотах. В этом аспекте непревзойденным знатоком, конечно же, является сам Баренбойм, едва ли не фотографически помнящий бетховенские указания в тексте и моментально вычленяющий самые незначительные ошибки этого рода у студентов. Не менее важным фактором пианист считает и темповые соотношения тем в сонатах: неточность в этой сфере приводит к грубому нарушению авторской воли.

На пресс-конференции Даниэль Баренбоймособо подчеркнул тот факт, что его предки – родом из России. Таким образом, эта поездка стала своеобразным возвращением к началу, к истокам, необходимым событием на позднем этапе творческой деятельности. Если сравнить насыщенную и яркую жизнь музыканта с романом из русской литературы, то московский концерт представляется эпилогом, на страницах которого нет новых героев и неожиданных поворотов сюжета. В этом контексте глубоко символичным кажется отказ пианиста от бисов после завершения Ариетты Тридцать второй сонаты. Они действительно были бы неуместны, ибо все важное и значимое уже сказано ранее. Остается лишь примиряющее многоточие, не нуждающееся в ярких восклицаниях и отточенных словах.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии