Безумные реки, свердловские берега События

Безумные реки, свердловские берега

В девятый раз в Екатеринбурге прошел международный фестиваль «Безумные дни»

Лето – горячая пора: успеть купить горящие путевки, отправить любимых чад в детские лагеря, прополоть огородные грядки. Однако для екатеринбуржцев лето долгожданно еще тем, что традиционно в его разгар в столице Урала воцаряется безумие – гремит трехдневный музыкальный фестиваль. Подготовка к неординарному событию для местных меломанов началась еще с апреля, когда были открыты продажи билетов на 120 различных концертов – от фолк-кроссоверов до сложной академической музыки. Билеты закончились уже в мае…

«На этом фестивале у нас в афише 116 концертов в Екатеринбурге, четыре – в Первоуральске. При этом у нас стопроцентное заполнение залов! Девять лет назад мы начинали с 70 концертов, сейчас вот доросли до 120. В прошлом году у нас была такая же цифра, но количество проданных билетов было меньше – 42 тысячи. В этом году – 45. Мне отрадно замечать, что с каждым фестивалем наша публика только увеличивается», – делится впечатлениями директор Свердловской филармонии Александр Колотурский.

Концепция фестиваля неизменна – для всех желающих (даже для тех, кто далек от музыкальной жизни и редко посещает концерты, слабо разбирается в музыкальных жанрах) на протяжении трех дней в девяти концертных залах (расположенных на одной улице!) одновременно проходят часовые концерты. Названия их настолько заманчивы, что даже самому искушенному зрителю захочется раздвоиться и посетить одновременно несколько мероприятий: «Средневековый хит-парад», «Цыганское счастье», «Горячие струны», «Музыка четырех стихий». Постоянными гостями фестиваля являются камерный оркестр Musica Viva под руководством Александра Рудина, Государственный камерный оркестр под руководством Алексея Уткина, Квартет имени Танеева. В числе приглашенных столичных артистов – Борис Березовский, Евгения Кривицкая, Арсений Тарасевич-Николаев, Антон Шабуров. Помимо москвичей и петербуржцев на фестиваль приехали музыканты из Удмуртии, Якутии, Татарстана; задействованы лучшие творческие силы Екатеринбурга. Несмотря на определенные сложности последних лет география фестиваля остается широка (хотя еще каких-то пять лет назад зарубежные звезды на фестивале были представлены в изобилии). Кроме российских исполнителей выступали коллективы из Армении и Кубы.

«У нашего фестиваля есть своя атмосфера и в каждом году – своя тематика. Старт фестивалю был дан в самом центре нашего города – на городском пруду, который появился вместе с Екатеринбургом и был заполнен в 1723 году. Это все не случайно! Ведь тема воды, тема музыкальных рек вынесена в заглавие фестиваля этого года. Каждое музыкальное направление, каждый жанр, даже творчество каждого отдельного композитора – всё имеет свои истоки, как и реки. Из истории музыки мы знаем, что любой композитор прорастает из фольклорных традиций, базируется на народной песне. Это относится и к исполнителям. Поэтому в нашей фестивальной афише представлены музыкальные произведения начиная от эпохи средневековья; через классицизм и романтизм поток музыкальной истории устремляется к современному композиторскому творчеству», – рассказал исполнительный директор фестиваля Рустем Хасанов.

Истоки

Фольклор – наше всё, колыбель всех музыкальных жанров. В программе фестиваля народные традиции представлены особенно пестро. Участники экспериментального трио «Азвесям» не просто спели удмуртские песни – они разыграли небольшой спектакль, показав традиционные движения танца девушки на выданье. Русская музыкальная группа «Аюшка» поведала слушателям о музыкальных традициях жителей Урала, изобразив это с помощью национальных инструментов – варгана, башкирского курая, косы, тангыры. Ансамбль «Фыняф» заряжал и веселил публику в самый холодный и ветреный день фестиваля. На улице было не по-летнему промозгло, зато в зале – жара! Коллектив вместе со зрителями совершил путешествие от Болгарии к Сербии по причудливой траектории: слушатели познакомились с песнями народов мира – финнов, ирландцев, цыган, румын – в современной аранжировке. Настоящий атлас инструментов продемонстрировал уральцам Виктор Оськов. Артист импровизировал с помощью двадцати музыкальных орудий из разных регионов планеты, миксуя звуковые миры якутских шаманов и арабов, индусов и африканцев, американских индейцев и всех-всех-всех. Любимые публикой ибероамериканские ритмы были представлены ярким «Фламенко-шоу». Зажигательным танцем ча-ча-ча промелькнул концерт кубинского квартета Philoritmica. Музыканты из жаркой страны не испугались суровой уральской непогоды и практически в шторм, под дождем, «согревали» публику в Саду Вайнера.

Для любителей классики

«Золотой фонд» академической музыки был представлен в эти дни широко и разнообразно: от барочных концертов Генделя и Телемана до додекафонии Шёнберга и «формализма» Шостаковича и Галынина. На выступлениях хозяев фестиваля – Уральского филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса – зал был набит до отказа. Коллектив не побоялся интерпретировать «икону» парижского модернизма – музыку балета «Весна священная». Этот концерт был одним из самых ожидаемых: зал гудел в предвкушении нашумевшего сотню лет назад произведения. Уральский оркестр мужественно справился со всеми приготовленными Игорем Федоровичем испытаниями, за что был сполна вознагражден своими восторженными поклонниками.

«Похулиганить» за рамками академизма решили московские артисты. Авторы концерта «Призрак оперы» Пётр Татарицкий и Евгения Кривицкая предложили уральской публике музыкально-поэтическую фантазию. Костяк программы составили аранжировки оперных хитов Генделя, Бизе, Пуччини, Марчелло. Основой звучания служила роскошная органная партия Евгении Кривицкой, ей удачно подыгрывал виолончелист Арсений Чубачин; «ангельское» сопрано Анастасии Белуковой придавало изысканность всем чувственным удовольствиям. Поэтические мизансцены Петра Татарицкого прослаивали музыкальные номера. За часовое выступление актер поменял четыре костюма, «проживая» в разных образах стихотворения Петрарки, Блока, Фета, Карины Филипповой. При этом начало спектакля ошарашило екатеринбургскую публику: после резкой смены сценического света оглушительно зазвучал главный хит из одноименного мюзикла (эффектную компанию органу и виолончели составили ударные Захара Гаврилова), а на сцену ворвался безумный призрак (все тот же протеистичный Татарицкий). Что творились после того, как этот персонаж «взял в заложники» милую Анастасию, можно было бы рассказать в деталях: авторы действа тщательно продумали все ходы, проявив недюжинную изобретательность… К известному мюзиклу это, разумеется, имело отдаленное отношение, зато служило отличной канвой для музыкального попурри. Думается, что креативная задумка столичных артистов – не разовая акция, идеально вписавшаяся в пестрый контекст «безумных дней», а своеобразное художественное целое, заслужившее право на самостоятельную жизнь.

Вещи в себе

Современную композиторскую школу представляли Ольга Викторова и Валерий Воронов, создавший специально для фестиваля свой Четвертый струнный квартет Trӓumerei. Премьера произведения стала заметным событием праздника. «Благодаря камерному ансамблю “Солисты Москвы” я стал участником фестиваля. С ними мы уже работали вместе над спектаклем “Соборяне”, где значительную роль играет музыка. И художественный руководитель камерного ансамбля Юрий Башмет тогда пригласил меня сочинить что-нибудь. Наверное, им понравилось то, что я пишу, если они пригласили меня поучаствовать и здесь. Этому я безумно рад, – рассказывает композитор. – Концепция цикла для меня была очень важна: быстрая первая часть, вторая – еще быстрее. И далее медленно, и еще медленнее. Это такая внутренняя скорость, потом внезапно все останавливается, и музыка как бы замирает. Это все похоже на состояние сна. Мою идею сложно передать словами. Нужно послушать

В квартете использована цитата из «Детского альбома» Шумана – пьеса «Грезы»: «Это не культурный диалог с Шуманом, скорее просто обращение. При заимствовании музыкального материала у других композиторов я часто ловлю себя на одном определенном моменте. Например, под конец написания квартета я понял, что именно в четвертой части нужна отсылка к шумановской пьесе, буквально два-три такта. И не больше… потом я уже понял, что после этого момента с цитаты Шумана хватит. Это такой момент внезапной ностальгии – момент из твоей жизни, который ты часто вспоминаешь, неважно, во сне или наяву. И это свое ощущение я смог передать только через цитату Шумана».

Партитура квартета – некая «вещь в себе», не выходящая за пределы одного аффекта. Слушатели как завороженные внимали загадочной музыке. Что в ней такого необычного? Наверное, то, как музыкальная красота и свежесть звучания достигаются простыми и доступными средствами (за исключением второй части, где Воронов сделал оммаж бельгийскому скрипачу Изаи и создал непростые, даже в какой-то степени виртуозные, партии). Его композицию, воспевающую великую мечту, «антиреальность», хотелось раскрасить световой составляющей. Визуальный эффект лишь добавил бы очарования этой звучащей вечности. Композитор остался доволен исполнением квартета «Солистами Москвы», как и слушатели квартетом Воронова.

С сочинениями Ольги Викторовой свердловская публика хорошо знакома и всегда с особым чувством ждет их премьеры. В прошлом году на «Безумных днях» впервые в России прозвучали ее «Молитвы в ночи». А в этом году произведение Викторовой – диптих «Норвегия» – составило пару «Пер Гюнту» Грига. Сочинение ошеломляющее и не вписывающееся в рамки академического опуса. Викторова применила здесь элементы инструментального театра: частью партитуры стали сами оркестранты. Сто человек встали в определенный момент со своих мест и начали экстатично восклицать, используя набор различных звуков. Завораживающе и пугающе. «В пещере горного…» Но кого?.. И зачем?.. Открытый финал произведения оставляет богатую пищу для размышлений.

 

Династии

Фестивальная политика ориентируется на общегосударственную. 2024 год объявлен годом семьи. По-семейному теплым выдался и этот фестиваль. «Сочинение Ольги Викторовой исполняет Уральский академический филармонический оркестр под управлением ее супруга, народного артиста России Дмитрия Лисса. Артист знаменитого камерного ансамбля “Солисты Москвы” Андрей Усов в фестивальной афише соседствует со своим сыном Михаилом Усовым, участником Конкурса Чайковского. Они задействованы в разных программах. Целая семейная династия Березовских приехала к нам на фестиваль. Его супруга Эллина Пак в составе этнического ансамбля “Фыняф” представит ритмы Балкан, Средиземноморья и других европейских культур. Их дочь Мария Березовская играет на ударных инструментах. «Это вот такой пример семейного единения. В залы люди тоже приходят семьями, и на сцене у нас музыканты развивают эти семейные традиции», – рассказывает Рустем Хасанов.

«Безумные дни», пришедшие из Франции (художественным руководителем фестиваля по-прежнему остается Рене Мартен), стали настоящим брендом Екатеринбурга, музыкальным торжеством, которого так ждут уральцы. И даже непогода, шквалистый ветер не помеха горячим слушательским сердцам, стремящимся в концертные залы. Девятый фестиваль это вновь доказал. А ведь приближается первый юбилей, так что остается пожелать организаторам хорошенько отдохнуть от нынешних «безумств» и набраться сил перед большим торжеством!

Боккаччо, Гоголь, маскарад… События

Боккаччо, Гоголь, маскарад…

На Новой сцене Большого театра с большим размахом прошли гастроли Свердловской музкомедии

Домра как центр мироздания События

Домра как центр мироздания

В Тамбове прошел V фестиваль Prima Domra

Чайковский, кажется, лишний События

Чайковский, кажется, лишний

Димитрис Ботинис впервые выступил с АCО Петербургской филармонии как его худрук и главный дирижер

Муки французские, сны русские События

Муки французские, сны русские

Фестиваль РНО завершили раритеты Мессиана, Капле и Дебюсси