Бокс-сет фиксирует, документирует программу осеннего фестиваля 2023 года в московском клубе «Эссе», на котором российские джазмены прощались с продюсером Николаем «БигНиком» Богайчуком. Вопрос, будет ли запись, витал в воздухе на том концерте, он сопровождает многие музыкальные мероприятия, но не часто получает быстрое материальное воплощение. Тогда же прозвучало и намерение сделать фестиваль регулярным, что и произошло: комплект появился на втором фестивале уже в 2024-м. Богайчук слушал джаз и рассказывал о джазовом виниле в своих авторских программах в «Эссе», выпускал альбомы, посвященные клубу. Но новый релиз оказался особенным – и по качеству издания, и по звуку стал демонстрацией уровня работы издательства. Диски звучат прекрасно – это, пожалуй, одна из лучших концертных записей российского джаза, не только по тому, как играют музыканты, но и по почти физическому ощущению саунда, чистоте, естественности звука, взаимному дыханию зала и сцены.
В бокс вложены три CD и альбом монохромных фото культового мастера Павла Корбута. Порядок композиций изменен, вещи одних и тех же исполнителей идут не подряд. Становятся ясны нюансы, которые были не так заметны на концерте – там они затмевались суетой зала и сильными эмоциями. Разные части концерта альбом как бы уравновешивает, формирует общее настроение, происходит даже некоторое стилистическое усреднение. Репертуарный спектр издательства ArtBeat Music объединяет коммерчески интересную, массовую музыку и творческую реализацию уникальных талантов. Но лейбл выпускает не только мейнстрим, но и прог-рок, и неоклассику, и целый букет фри-джаза. Все эти направления получили отражение и на концерте, и в альбоме, но как бы осторожно, под легкой вуалью комфорта и стиля. Звучат проекты от ансамбля Depeche Jazz Mode, представляющего хиты популярной британской поп-группы, до буквально «рисующей» музыкой скрипки Феликса Лахути, упругого саунда бас-гитар мастеров Алекса Ростоцкого и Антона Горбунова, звучащих выпукло, образно и совершенно непохоже друг на друга, и утонченных, но опять-таки абсолютно разных гитар Ивана Рахманова, Сергея Седых, Алексея Кузнецова. Гитарист Алексей Давлетшин демонстрирует салонную утонченную неоклассику; «Круглый бенд» собирает, как конструктор, всем знакомую мелодию «Соловьи» и в итоге создает феерию импровизаций – как знак победы гармонии над хаосом; новоджазовое трио «Второе приближение» исполняет фрагмент сюиты на стихи Велимира Хлебникова, демонстрируя взволнованное эстетство.
Бокс открывает перспективы и попутно фиксирует актуальную картину жанра, вкусовые ориентиры определенной группы издателей и слушателей. Коллекционные, лимитированные издания – один из векторов развития жанра. Они поддерживают эстетику красивого подарка и формируют отношение к носителю как к чему-то особенному, не единовременному, как к памяти о хорошем. И еще, «БИГНИКФЕСТ – 30.10.2023» просто приятно брать в руки, он будто греет душу. Этот комплекс чувств представляется вариантом сохранения, жизни культуры.