Бог русской грусти Презентации

Бог русской грусти

В «Геликон-опере» презентовали новую книгу о П. И. Чайковском

О великом Чайковском написаны десятки книг – с разной степенью научной достоверности и авторской вовлеченностью. Что можно было рассказать об этом композиторе, например, в советское время? Любил природу, народные песни и помогал бедным. Сегодня границы нашего представления значительно расширяются. Оказывается, Петр Ильич посещал Берлинский зоопарк, наблюдал за тем, как кормят крокодилов и удавов, а потом советовал Надежде Филаретовне фон Мекк тоже на это обязательно посмотреть. Вместе с тем однажды Чайковский спас бедную дворняжку Бишку, которую мальчишки хотели утопить в Москве-реке, и долгие годы потом о ней милосердно заботился. Чайковский – личность сложная и противоречивая, что понятно даже по столь необычным нюансам.

Стоп. Зачем вообще нужны книги о композиторах, если есть музыка, которая сама за себя все говорит? Согласитесь, такое мнение мы слышим сплошь и рядом. Но говорит ли музыка все и до конца? Профессионалы знают: интерпретация музыкальной мысли невозможна без погружения в контекст. И на сегодняшний день новая книга Ады Айнбиндер о Чайковском вполне может и должна стать ключевым источником для постижения глубины этого сверхпопулярного композитора, о котором мы знаем все и ничего одновременно.

Ада Айнбиндер в процессе двухлетней работы над книгой пользовалась не только уже известными, но и до сих пор еще не неопубликованными архивными материалами. С детства Петр Ильич стал для Ады, как она сама говорит, практически братом, поскольку в Доме-музее в Клину всю жизнь трудилась ее мама, Полина Ефимовна Вайдман, – выдающийся ученый и крупнейший специалист по русской музыке эпохи Чайковского. Тот искренний пиетет перед личностью композитора и объемное погружение в его музыку, которое абсолютно чувствуется у автора, ставит новую книгу на еще более значительную высоту.

Евгения Кривицкая, Ада Айнбиндер и Ольга Русанова

Презентацию в геликоновском Белоколонном зале княгини Шаховской провели Евгения Кривицкая и Ольга Русанова, виртуозно модерируя удачно выбранный формат: публике в зале заранее раздали листочки, чтобы они формулировали свои впечатления о музыке Петра Ильича, задавали Аде вопросы и нафантазировали альтернативный подзаголовок для книги. Многие признали, что «Неугомонный фатум» (цитата из программы Четвертой симфонии) подходит идеально, но другие интересные варианты все же появились – победило философское изречение «Бог русской грусти».

Зрительские импровизации получились бесподобными. Люди интересовались о том, какой чай и с каким вареньем пил Чайковский. Кто-то даже спрашивал о его любимом парфюме: хотелось понюхать композитора. И о том, какую бы музыку еще он мог написать. Ада рассказала, что у него в неосуществленных планах значилась опера на французском языке для Опера Гарнье.

Разумеется, в этот вечер не могла не звучать музыка композитора. Несколько романсов исполнил солист «Геликон-оперы» Дмитрий Хромов в ансамбле с пианисткой Ириной Ковалевой. «Размышление» с «Сентиментальным вальсом» сыграла пианистка Ева Геворгян и поделилась своими ощущениями: «Чайковский стал для меня одним из самых главных и любимых композиторов. С каждым годом я все больше люблю его музыку  – она влияет на каждого человека, мы становимся добрее».

Постепенно в ходе презентации раскрывались эксклюзивные подробности книги, но подавались они автором так умело и талантливо, что с каждой чуть приоткрытой «шторкой» хотелось скорее начать читать ее труд. Например, в книге впервые подробно и в деталях раскрывается образ семьи и в частности Ильи Петровича Чайковского, который на разных этапах жизни не оставлял сына без поддержки и ценных советов.

Сама Ада героически призналась: раньше, до работы над книгой, она представляла себе Чайковского совсем другим. Интересно, а наши с вами знания на каком уровне находятся? Почитаем и посмотрим. Евгения Кривицкая заверила, что читается она легко: «Книга состоит из небольших фрагментов, быстро сменяющих друг друга: мы двигаемся по тематическим вехам, четко понимая фокус внимания автора».

Напоследок удивительный факт: только в серии «ЖЗЛ» это уже четвертая художественная биография Чайковского. Главный редактор «Молодой гвардии» Мария Залесская считает, что «именно сейчас Петр Ильич Чайковский обрел своего автора, которого так долго ждал».

П.И. Чайковский во время поездки в Санкт-Петербург для дирижирования концертом из собственных произведений. 7 марта 1887 года, Санкт-Петербург, фотоателье К.А. Шапиро (М.А. Сионицкой)
От Баха и до наших дней Презентации

От Баха и до наших дней

Издательство «Композитор», Союз композиторов России и «Музыкальная жизнь» выпустили фирменный календарь на 2025 год

Пусть всегда будут залы с хорошими инструментами Презентации

Пусть всегда будут залы с хорошими инструментами

Оксана Федорова: Музыка открывает новые горизонты Презентации

Оксана Федорова: Музыка открывает новые горизонты

Кристиан Мюллер: Импровизация как общение без вербального языка Презентации

Кристиан Мюллер: Импровизация как общение без вербального языка