Боль моя, ты покинь меня События

Боль моя, ты покинь меня

Завершился XII Международный открытый фестиваль «Дню Победы посвящается…»

Созданный в 2013 году, «по велению сердца», как говорит его художественный руководитель профессор Александр Соловьёв, фестиваль действительно стал статусным событием столичной майской афиши. Продуманность концепции, неформальный подход в выборе репертуара, точно отвечающего магистральной теме, – все это позволило сформировать целевую аудиторию, привлечь людей, которым действительно важно услышать песни о войне, о России, послушать музыку и стихи, увидеть театральные постановки, говорящие о патриотизме и любви к Родине. Это доказывают аншлаги в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, где прошли четыре из пяти программ фестиваля.

Фестиваль помогает разобраться в себе, выстроить систему координат, в которой события Второй мировой войны вызывают правильный резонанс с днем сегодняшним. «Выбранный девиз фестиваля этого года “Нам нужна одна победа” сегодня особенно отражает характер и настроение времени, – подчеркнул в приветствии фестивалю начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. – Помимо символического значения, связанного со столетием со дня рождения автора легендарной песни, участника Великой Отечественной войны Булата Окуджавы, мы остро чувствуем смысл этой строки, ее пульсирующий ритм. Воспевая подвиги прошлых лет, замечательные произведения, исполняемые на фестивале, вызывают патриотические чувства и в отношении событий сегодняшних дней. Уверен, что для каждого зрителя и участника каждое произведение фестиваля будет прочувствовано в особенном актуальном звучании».

 Поклонимся великим тем годам

В программах фестиваля всегда почетное место занимают песни о войне, каждая из которых – либо лирическая исповедь, либо героический манифест. Как исполнять их? Ансамбль Александрова под управлением Геннадия Саченюка выступает хранителем чистоты стиля и традиций. Когда слушаешь их, то поражаешься чеканному унисону, мощи мужских голосов, регламентированности трактовок – они олицетворяют незыблемость духовных ценностей. Строгость, благородство, абсолютная адекватность содержания и его воплощения – эти качества особенно ценны сейчас, когда военные песни пытаются «очистить» от пафоса и кидаются в другую крайность, превращая их в опереточный номер. И конечно, незабываемое впечатление оставляют песни «День Победы» Тухманова, «Поклонимся великим тем годам» Пахмутовой, когда люди в зале встают, как на молебне. Это сравнение – не просто красивая метафора: какая-то искра проскакивает в этот момент в зале, и рождается то самое чувство соборности, а слоган «мы вместе» перестает быть фразой с плаката. А когда это происходит в академическом пространстве Большого зала консерватории, вмещающего почти полторы тысячи человек, то ты эмоционально переживаешь сакральность момента. Об этом же сказала для телеграм-канала «МузЖизнь» известная телеведущая Мария Ситтель, посетившая открытие фестиваля. «Это непередаваемые ощущения, и сегодня особенно. В день для православного христианина самый сложный, самый горький, в пятницу, когда распяли Христа, попасть на этот концерт в преддверии Пасхи – для меня это дорогого стоит».

Свою линию в интерпретации песенного жанра ведет Камерный хор Московской консерватории, делая аранжировки песен Фрадкина, Френкеля, Высоцкого, Таривердиева, Окуджавы для хора a cappella или в сопровождении фортепиано. Насыщенная подголосками фактура придает объемность звучанию и в каком-то смысле возрождает приемы нидерландских полифонистов, которые использовали мелодии народных песен в качестве основы для многоголосных месс и мотетов. В этом году с Камерным хором выступила пианистка Ксения Башмет, украсившая ансамбль безупречным аккомпанементом, а руководитель Камерного хора Александр Соловьёв, идеолог фестиваля, вдохновенно управлял батальоном молодых певцов.

Так же неформально, с большой душевной теплотой и искренностью пели песни детские и студенческие коллективы – Детский хор «Синяя птица» ДМШ имени Э.Г.Гилельса, хор «Возрождение» центра «Радость», Академический мужской Хор МИФИ, Хор студентов ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, вышедший в гимнастерках и подготовивший театрализованные номера.

А музы не молчали

«Дню Победы посвящается…» – фестиваль искусств, и спектакли сразу же заняли заметное место в его афише. В этот раз состоялось два события. В Рахманиновском зале спектакль «А музы не молчали» показали студенты Института современного искусства мастерской Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой. Звезда театра «Ленком» лично приветствовал зрителей, подчеркнув, что это работа молодых артистов первых курсов, хотя обычно спектакли играют дипломники. Ребята оказались действительно очень талантливыми, и, что важно для данной площадки, музыкальными. Постановка основана на блокадной истории Ленинградского театра Музкомедии, изложенной в воспоминаниях артиста Анатолия Королькевича, и сценарии фильма 1942 года режиссера Трауберга «Актриса». По ходу сюжета (действие происходит в госпитале, где нянечкой работала в блокаду певица из Музкомедии) ребята пели, играли на гитаре и скрипке и были приняты на ура.

курсив
Спектакль “А музы не молчали”

Впервые фестиваль вышел за пределы Московской консерватории: в Центре прототипирования «Тон» Академии хорового искусства имени В.С.Попова была представлена программа «Не тревожьте солдат». Автором сценария и режиссером-постановщиком выступил руководитель Центра «Тон» актер Петр Татарицкий. Он определил жанр постановки как «концерт-поэма», подчеркнув метафорическую канву, основанную на поэзии и песнях о Великой Отечественной войне. Его экспрессивное исполнение поэзии, вокальных номеров держало высокий градус напряжения в течение всего спектакля, задавая планку участникам вечера. В концерте-поэме «Не тревожьте солдат» стихи и песни Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Марка Фрадкина, Яна Френкеля, Вано Мурадели, строки Карины Филипповой соединились и сложились в пронзительную по эмоциям программу о героях, о великом подвиге нашего народа, который должен чтить и помнить каждый!

Молодые музыканты подкупали искренностью высказывания, стремлением стать сопричастными событиям тех грозных лет. С душевным трепетом слушалась песня «За того парня» в исполнении Максима Шабанова, а «Журавли» в интерпретации Майи Соловьёвой стали драматической сценой благодаря полифоническому соединению со стихотворением «Парни довоенных лет» в исполнении Петра Татарицкого. Страстной мольбой прозвучала у Марии Авдеевой песня «Жди меня».

Интернациональный вокальный ансамбль «Птицы мира», объединивший молодых певцов из разных городов и стран под руководством ассистента-стажера Московской консерватории Ивана Крюкова, звучал как оркестр голосов, глубоко проживавших и переживавших сюжеты песен «Темная ночь», «Солдаты группы “Центр”», «Соловьи, не тревожьте солдат», «Бухенвальдский набат». За роялем в этот вечер были Алексей Лёвин и автор этих строк профессор Евгения Кривицкая. Специальными гостями программы стали заслуженная артистка России, актриса Малого театра Юлия Зыкова и артист МХАТ имени М. Горького Андрей Айсин (гитара).

Финал концерта-поэмы стал апофеозом, воспевающим любовь к Родине. Юные победители Открытого всероссийского конкурса современных вокалистов «Камер-Тон» Ирина Головизнина и учащийся Хорового училища имени А.В.Свешникова Виктор Скоробродов и олицетворяли новое поколение, будущее России.

Концерт-поэма с восхищением была принята зрителями в зале и в онлайн-трансляции, которую смотрели участники из тридцати регионов программы Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Академии хорового искусства имени В.С.Попова. Заведующая Центром Татьяна Суханова зачитала комментарии, в которых были только слова благодарности и высокие оценки – постановка многих тронула до слез.

Завершился фестиваль Третьим концертом Рахманинова. Выбор сочинения имел несколько причин. Как известно, в годы Великой Отечественной войны Сергей Васильевич перечислял деньги на поддержку Красной армии, а музыка концерта, пусть и написанная в 1909 году, по трагедийному накалу вполне резонирует с темой фестиваля. Музыканты Симфонического оркестра Министерства обороны РФ под управлением Сергея Дурыгина были на высоте, аккомпанируя Александру Ключко: масштабность содержания, контраст драмы и лирики, перфекционизм пианизма молодого солиста – все это обеспечило восторженный прием публики. В качестве биса Сергей Дурыгин, взяв в руки микрофон, спел с оркестром куплет песни «С чего начинается Родина», а затем вызвал на сцену Александра Соловьёва продирижировать марш «Прощание славянки». Экспромт удался, и слушатели расходились в радужном настроении. Все же День Победы – это праздник, пусть и «со слезами на глазах». И в финале фестиваля его участники высказались, что же для них самих значит тема войны, и какие песни лично для них – главные.

Александр Соловьёв,
художественный руководитель фестиваля «Дню Победы посвящается…» и Камерного хора Московской консерватории

Песни военных лет сохраняют удивительный энергетический потенциал и актуальность в наши дни. Более четверти века мы в Камерном хоре Московской консерватории готовим новые аранжировки легендарных песен, многие из которых уже стали хрестоматийными. Назову имя Юрия Потеенко, который откликнулся на зов основателя нашего хора профессора Бориса Тевлина и тем самым стал родоначальником жанра хоровых аранжировок песен войны. По заказу Фонда памяти полководцев Победы и лично дочери маршала Малиновского Натальи Родионовны нами осуществлена программа «Любимые песни маршалов», ежегодно мы готовим монографические программы из обработок песен Высоцкого, Фрадкина, Френкеля, Таривердиева… Нынешний год ознаменован столетием культового барда Булата Окуджавы, и мы также откликнулись на эту дату.

Сегодня вспомнил бы, конечно, с детства любимую песню «Журавли» Яна Френкеля и «За того парня» Марка Фрадкина, которую очень любил мой дед, участник Великой Отечественной войны, летчик-испытатель Василий Иванович Алексеенко, награжденный шестью орденами.

Дмитрий Певцов,
первый заместитель председателя Комитета по культуре Госдумы, народный артист РФ

Песен любимых много, но если выбрать только две, то это будут «Песня о далекой Родине» Микаэла Таривердиева и «Он не вернулся из боя» Владимира Высоцкого. «Песня о далекой Родине» – великая, величайшая, она может звучать и отдельно от фильма, хотя в нем она срабатывает на двести процентов. Роберт Рождественский написал «белые стихи», и гениальный Таривердиев абсолютно «снимает» отсутствие рифмы. Мысли-образы, которые рождают стихи и музыка, они всечеловеческие – о Родине и о нашей русской душе, о тоске и о любви. У Высоцкого же поражаешься, насколько точно выверены рифмы и ритмы. При этом он писал эти строки не только как поэт, но и как актер, тонко прослеживая психологию героя, его историю. Он затрагивает тему потери человека на войне, и мы сделали свою аранжировку песни, попробовав найти свое звучание и показать все стадии душевных переживаний человека.

Сергей Дурыгин,
начальник Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ

В числе любимых песен я назову «Москвичи», ее мелодию и слова знают все: «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой». Это песня на все времена! Ее автор – композитор, профессор Московской консерватории Андрей Эшпай, фронтовик, у него много самых разных сочинений. Обожаю песню «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера, представителя ленинградской композиторской школы. И еще я бы назвал «Журавли» Яна Френкеля. Эти песни очень трогательные, с прекрасными текстами, они близки мне по духу. Мой дед прошел всю войну, вернулся раненый, с орденом Красной Звезды. Ему было всего лишь двадцать лет! Я очень чту его подвиг! И конечно, меня вдохновляет история оркестра, которым я руковожу. В годы ВОВ он назывался Отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР, давал концерты на передовой, в госпиталях. Это самый главный военный коллектив нашей страны, в нем служили в разные годы музыканты – выпускники Московской консерватории, в том числе один из первых руководителей оркестра Николай Сергеев и немало других артистов, которые решили связать свою судьбу именно с военными оркестрами.

Александр Ключко,
пианист, студент Московской консерватории, победитель Первого международного конкурса имени С.В.Рахманинова

Моя бабушка родилась под бомбардировками Сталинграда. Два прадедушки прошли войну, один потерял руку. Поэтому я сразу же откликнулся на приглашение выступить на закрытии фестиваля «Дню Победы посвящается…» и сыграть Третий концерт Рахманинова. Что касается выбора военных песен, то это «Смуглянка» и «Темная ночь». «Смуглянку» я люблю с первого просмотра фильма «В бой идут одни старики», который вообще является моим любимым фильмом о войне. А «Темную ночь» впервые услышал и пел сам еще в начальной школе, мне всегда нравился ее личный, откровенный характер и отсутствие пафоса.

Геннадий Саченюк,
начальник–художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова

Я бы выбрал из огромного репертуара Ансамбля Александрова песни «Бери шинель, пошли домой» и «Когда поют солдаты». Первая рассказывает о возвращении солдата, о дружбе на фронте, вторая – о солдате-защитнике («Когда поют солдаты – спокойно дети спят!»). Это глубокие и в то же время трогательные песни. Мой дедушка по линии отца погиб в первые дни Великой Отечественной войны: он жил на Западной Украине, которая приняла на себя первые удары немецкой армии. Мамин отец по состоянию здоровья оставался в тылу, много работал, трудился для фронта. Поэтому, конечно, я всегда с особым чувством дирижирую эти композиции. Мы постоянно расширяем репертуар, вводим в программы новые песни. И конечно, я бы особо отметил дружбу Ансамбля Александрова с Александрой Пахмутовой. Ей в этом году исполняется 95 лет, многие ее песни в нашем репертуаре, она доверяла нам свои премьеры и даже одну композицию, «Александровскую песню», написала в нашу честь.

 

Петр Татарицкий,
актер, режиссер, руководитель Центра прототипирования «Тон», лауреат Премии Москвы

Я бы однозначно выделил песню «За того парня» Марка Фрадкина на потрясающие стихи Роберта Рождественского. И «Довоенный вальс» Павла Аедоницкого – лирическую композицию о последних мирных днях накануне войны, с удивительно точными композиторскими акцентами. Это пережили и прожили мои родители, совсем юные тогда… Для меня чувство Родины – живое понятие…

Ксения Башмет,
пианистка, преподаватель Московской консерватории

С детства люблю песню «День Победы», в школе пела ее в хоре. Сейчас, выступая вместе с Камерным хором Московской консерватории, открыла для себя «Русское поле». Очень душевная мелодия. В нашей семье воевал папин дедушка, Борис Башмет, и мамин папа – дедушка Тима. Мы с дочкой в эти дни, связанные с праздником Победы, перебирали архивные документы, изучали, как сложилась их судьба. Считаю, что необходимо помнить подвиги наших дедов и прадедов.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»