Несколько лет подряд Теодор Курентзис преподносил мрачные поздравления к Новому году: тревожные «Симфонические танцы» Рахманинова, Реквием Форе и траурная Шестая симфония Чайковского усиливали ощущение апокалипсичности мира, в котором мы пребываем. Но в этот раз программа была предложена намного более радужная.
Пусть Четвертый фортепианный концерт Антона Рубинштейна написан в минорной тональности, но, по сути, драмы как таковой там нет: приятная музыка с романтическими всплесками, виртуозной сольной партией, которую по праву доверили Андрею Бараненко. Петербургский пианист с лауреатскими званиями, солидным концертным опытом, Бараненко сейчас в штате musicAeterna, и вот, вслед за Ольгой Волковой, получил карт-бланш. Это прекрасный жест со стороны Теодора Курентзиса – выдвигать именно своих музыкантов на авансцену, еще раз доказывая фантастически высокий уровень каждого в musicAeterna.
Отделив антрактом элегические раздумья Антона Рубинштейна, композитора романтической эпохи, Курентзис перешел к сочинениям, созданным уже в первой трети XX века. Так уж получилось, что все фамилии авторов в этой программе начинались на букву «р». Скорее всего, осознание этого факта наступило уже после того, как программа сформировалась, ибо попытка концептуально связать Рубинштейна с Равелем и Респиги, предпринятая в буклете, выглядит слегка натянутой. Конечно, можно считать Римского-Корсакова духовным посредником, через рукопожатие с которым все трое композиторов оказались знакомы. Но также есть и другие пересечения: Равель и Респиги были в одной команде Сергея Дягилева, а Антон Рубинштейн неоднократно гастролировал в Париже.
Тем не менее есть нечто более существенное, что объединяет, к примеру, музыку второго отделения. Вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя» и Вальс Равеля и «Пинии Рима» Респиги передают нам упоение жизнью, гедонизм во всей полноте. Чувственность, колористичность, экстаз – все эти состояния близки натуре Теодора Курентзиса: оттого сочинения прозвучали очень органично, а привычная свободная пластика дирижера удачно вписалась в контекст, правильно подчеркнув эмоциональные вибрации. Радостное возбуждение, охватившее музыкантов и публику, достигло апогея в бисовом номере – знаменитом «Болеро» Равеля. Еще одна двадцатиминутная партитура ничуть не утяжелила вечер, а стала ликующим венцом, где склонность дирижера к шаманству, ритуальности нашли естественное воплощение. Многие, наверное, вспоминали в этот момент известные балетные версии с Майей Плисецкой или Хорхе Донном, настолько сам Курентзис воплощал эту стихию магического танца и вплескивал энергию в оркестрантов. 2025 год – собрание важных юбилейных дат: 150 лет со дня рождения Равеля, двадцатилетие musicAeterna. Но праздничный порыв уже охватил оркестр, дирижера и доставил множество счастливых минут публике. И пусть, как поется в песне, «хорошее настроение не покинет больше вас».