История этого коллектива началась в 2012 году, когда Юрий Башмет решил искать талантливых детей со всей России. В новый оркестр набирали музыкантов от 10 до 22 лет – маэстро лично слушал каждого на отборочных этапах в городах от Калининграда до Владивостока. Каждый год состав обновлялся, и непрошедшие очередной «кастинг» могли, наконец, занять долгожданное место за пультом. Вот уже десять лет Всероссийский юношеский оркестр с успехом выступает в нашей стране и за рубежом, представляя сложные, отнюдь не детские программы – он один из немногих симфонических коллективов, кто регулярно исполняет пьесы ныне живущих композиторов. Юные артисты являются постоянными участниками Зимнего фестиваля искусств в Сочи, а также играли на открытии таких крупных международных событий, как Зимняя Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу в Москве.
Свой первый юбилей – десять лет – Всероссийский юношеский симфонический оркестр встретил в новом составе. На сцене зала «Зарядье» объединились 216 музыкантов из 82 городов России – и, конечно же, их наставник Юрий Башмет. Программа праздничного вечера по традиции включала в себя сочинения из классического и современного репертуара. Для меломанов приготовили знаменитую Пятую симфонию Бетховена, для знатоков – пьесы Александра Чайковского и Кузьмы Бодрова, композиторов-друзей оркестра. На юбилейном концерте ВЮСО случился и еще один приятный момент. Александра Чайковского наградили премией Шостаковича, учрежденной Международным благотворительным фондом Юрия Башмета. Вице-учредитель фонда Александр Митрошенков вручил композитору статуэтку, выполненную из бронзы скульптором Андреем Наличем, – руки, держащие скрипку. Получая эту награду за выдающиеся достижения в области мирового искусства, Александр Владимирович признался: «Я помню очень хорошо Дмитрия Дмитриевича живого. И это большая честь для каждого композитора – быть награжденным такой премией».
Всероссийский юношеский симфонический оркестр исполнил «Большую серенаду» (Grande Serenade) Чайковского, который им и посвятил свое сочинение. Фактурная и ритмическая сложность этой партитуры, отчасти напоминающей симфонические опусы Шостаковича, не стали для молодых музыкантов преградой. Подопечные Юрия Башмета вновь продемонстрировали свое умение технически справляться с нотацией новейшей музыки и, самое главное, понимание написанного – концепцию, идею композитора. Это, безусловно, одна из больших побед этих маленьких артистов, которой может похвастаться далеко не каждый исполнитель. В «Путешествии по оркестру» Кузьмы Бодрова – музыкальном пособии для тех, кто хочет познакомиться с тембрами инструментов, – ВЮСО пригласил слушателей совершить маршрут по музыке прошлых веков. Начали с темы Двадцать четвертого каприса Паганини, которая чрезвычайно изобретательно меняла свои очертания, продолжили всплывающими и незаметно исчезающими цитатами и аллюзиями на Моцарта, Баха, Генделя, Малера. Оркестр устроил занимательный слуховой квест, бродить по которому было сплошным удовольствием. А завершился вечер Пятой симфонией Бетховена – именно это произведение Всероссийский юношеский симфонический оркестр представил на своем самом первом концерте десять лет назад. Как и тогда, молодые артисты достойно справились с этой знаменитой партитурой, незаметно избавив ее от пресловутой шлягерности и заигранности. Жизнеутверждающий финал, знаменующий не только победу света над мраком, но и подчеркивающий торжественную атмосферу вечера, стал апофеозом юбилейного концерта Всероссийского юношеского симфонического оркестра – «школы вежливости и жизни», как называет их маэстро Башмет.