Больше, чем фестиваль События

Больше, чем фестиваль

ХХII Пасхальный фестиваль в этом году был долгим – 24 дня: именно столько отделяло день Светлого воскресенья (16 апреля) от Дня Победы.

В афише – десятки концертов в трех основных программах (симфонической, хоровой и звонильной). Главные звезды – сам Валерий Гергиев и его оркестр Мариинского театра – дали тридцать шесть концертов в тридцати городах, преодолев «крутой маршрут» – ни много ни мало шестнадцать тысяч километров, от Смоленска до Красноярска. И по уже сложившейся традиции музыканты передвигались на специальном чартерном поезде – своеобразном «доме на колесах».

Все вроде шло как всегда? Не совсем, были и новости. Прежде всего, фестиваль нынче посвящен 150-летию Рахманинова, который «вмешался» в выбор городов: дали концерт и на его родине – в Великом Новгороде, и – впервые! – в усадьбе в Ивановке (под Тамбовом), куда композитор почти ежегодно приезжал с 1890 по 1917 год, и где написал десятки произведений. Юбилейная дата отразилась и на репертуаре: сыграли Вторую симфонию в нескольких городах, а также – с Денисом Мацуевым – Третий и Четвертый фортепианные концерты Рахманинова. Кстати, относительно редко исполняемый Четвертый концерт на открытии возник неспроста: Валерий Абисалович считает, что его уже давно пора поставить в один ряд с самыми популярными собратьями –  Первым концертом Чайковского, Вторым и Третьим Рахманинова, а для этого чаще «вынимать с полки».

Однако репертуарный размах фестиваля гораздо шире. Главная опора – на русскую музыку (Глинка, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Лядов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Хренников, Щедрин), но сколько прозвучало зарубежной классики: Бетховен, Россини, Шуберт, Мендельсон, Дебюсси, Брукнер, Равель, Рихард Штраус, Барток, Сибелиус! Притом очень разной: от маленьких россиниевских «штучек» до монументальных брукнеровских симфоний.

Очевидно, что гергиевское детище – это не только и не столько фестиваль, а многофункциональный, многоцелевой федеральный проект, который двигает всю отрасль академической музыки вперед. Напомню: это первый «кочевой» фестиваль, созданный большим музыкантом. В свое время это был прямо-таки революционный шаг: отправляться в регионы не на разовые гастроли, а регулярно, в форме как бы «резиденций», создавая их даже там, где нет ни музыкальных театров, ни консерваторий, ни оркестров, ни достойных залов. И – «процесс пошел». Вслед за Пасхальным стали появляться фестивали с обширной географией и других первых музыкальных лиц страны: Юрия Башмета (Сочи, Ярославль, Хабаровск, Ростов, Клин, Москва), Дениса Мацуева (Иркутск, Екатеринбург, Казань, Тюмень, Пермь, Оренбург, Челябинск, Ульяновск, Уфа), Вадима Репина («Транссибирский» фест в Новосибирске-Красноярске и не только), Ильдара Абдразакова (локации каждый раз меняются).

Все вместе они задают высокую планку музыкальной жизни огромной страны. Как следствие – все более активно и профессионально стала вести себя и «принимающая сторона», региональные филармонии. Многие обзавелись собственными значительными музыкальными фестивалями («Безумные дни» и «Евразия» в Екатеринбурге, Фестиваль Новой музыки в Омске, «Зеленый шум» в Сургуте, «Орган+» в Калининграде, «Стрелка» в Нижнем Новгороде и другие). Стали уделять куда больше внимания детским проектам, современной музыке, образовательным программам,  а также своим родным симфоническим оркестрам, понимая, что это и есть основа всего. Их уровень растет на глазах, все чаще эти коллективы выходят на федеральный уровень, становятся конкурентоспособными, заметными и смотрятся не хуже столичных оркестров – как ГАСО Татарстана, УФО Свердловской филармонии, оркестры Новосибирска, Красноярска, Омска,  Ярославля, НСО Башкирии и не только.

Валерий Гергиев с помощью Пасхального фестиваля добился и других немаловажных вещей. Например, практически с самого начала, куда бы он ни приезжал, непременно встречался с отцами города/региона: мэром или губернатором – людьми, от которых зависит материальная база отрасли, ее престиж.  Результаты были порой ошеломляющие. Скажем, в 2011 году специально для его приезда губернатор Омской области срочно, за восемь месяцев, практически с нуля построил акустический зал, и по сей день одну из лучших площадок в стране.

Вообще сооружение и реконструкция новых современных залов в России – это прямое следствие усилий Валерия Гергиева и его фестивальных поездок. Именно он построил самый первый в ХХI веке акустический зал – Мариинку-3, или Концертный зал Мариинского театра (2006). Пример оказался «заразительным», и вскоре новые площадки появились в Новосибирске, Владикавказе, Москве («Зарядье», Филармония-2), Владивостоке (оперный театр), тот самый зал в Омске; сейчас концертная площадка строится в «Сириусе», а оперные театры – в новых культурных кластерах (Кемерове, Калининграде, Севастополе, Владивостоке)…

Ну и еще. Приезд мариинцев в города и веси страны воспитал и продолжает воспитывать все новые поколения публики, которая быстро привыкла к эталонному звучанию классики. Может быть, это и есть главный результат фестиваля.

А теперь важная новость Пасхального фестиваля-2023: 16 апреля, в день открытия, Валерий Гергиев анонсировал еще один амбициозный проект – музыкальные праздники на родине классиков. Маэстро и раньше думал об этом, но только сейчас, очевидно, созрели условия. «Мы в невероятном долгу перед величайшими нашими творцами, – предварил открытие Пасхального маэстро. – Поэтому мы должны сделать фестивали на их родине, чтобы поклоняться великим русским музыкантам именно там, где они появились на свет». И уточнил, что это будут фестивали Глинки в Смоленске, Мусоргского на Псковщине, Рахманинова в Великом Новгороде, Римского-Корсакова в Тихвине (там мариинцы вообще-то уже провели три фестиваля, но Валерий Гергиев планирует их «укрупнять»), в Воткинске – на родине Чайковского – и Ораниенбауме, где родился Стравинский. Если удастся осуществить эту программу, то мы, наконец, перестанем завидовать Байройту и Зальцбургу!

Закрытие Пасхального фестиваля в этом году вышло не совсем обычным. В каскаде московских выступлений отсутствовал казавшийся незыблемым open air на Поклонной горе, но сейчас по очевидным соображениям безопасности он был отменен. Зато три финальных московских концерта порадовали разнообразием. 8 мая днем в «Зарядье» сыграли «Скифскую сюиту» Прокофьева, музыку балета «Чудесный мандарин» Бартока и целиком балет Равеля «Дафнис и Хлоя», вечером там же – «Петрушку» Стравинского и Девятую симфонию Шуберта. А на закрытии 9-го в Большом зале консерватории прозвучали Третий концерт Рахманинова и Восьмая симфония Шостаковича. Впрочем, каждый из участников заключительного аккорда приготовил сюрприз: Валерий Гергиев вне изначально заявленной программы сыграл коротенький шедевр Стравинского «Фейерверк» (1908), а Денис Мацуев на бис, помимо «Вокализа» Рахманинова, исполнил еще и нечто доселе неслыханное – собственную фантазию на темы советских военных песен («Прощай, любимый город», «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой», «Давай закурим», «Синий платочек», «Смуглянка-молдаванка») в яркой и стильной фортепианной аранжировке. Зал радовался, узнавая каждую мелодию, и каждый раз взрывался аплодисментами.

Но точку в Пасхальном-2023 поставил все же Рахманинов: 10 мая в Великом Новгороде мариинцы дали дополнительный концерт, завершив его Второй симфонией.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»