Все надо делать вовремя: посадить дерево, построить дом, вырастить сыновей и… написать мемуары. Михаил Юровский в своей жизни успел очень многое, в том числе и надиктовать воспоминания, которые вышли в январе 2022 года в издательстве «Музыка».
Книга представляет серию интервью, которые сделал по предложению самого маэстро оперный критик Игорь Корябин. В предисловии он пишет: «Михаил Юровский – человек, много чего и кого повидавший на своем жизненном и творческом пути, и его воспоминания сложились в живописнейшую картину эпохи или даже эпох, которых сегодня уже нет, а потому живой слепок с них сегодня необычайно для нас интересен. А в том, что маэстро – рассказчик невероятно интересный и обстоятельный, довелось убедиться еще в самую первую с ним встречу 2011 года. То давнее его интервью словно стало эскизом, предваряющим книгу, поэтому необходимости в “переговаривании” ряда фактов не потребовалось, и, наряду с новыми воспоминаниями и размышлениями, они как собранные некогда блоки также вошли в книгу. В ней, помимо обширного мемуарного пласта и размышлений респондента на самые разные темы, особое – весьма значительное – место отведено размышлениям о музыке и дирижерской профессии. Поразительно, но даже о методических моментах дирижирования – о неотъемлемо важных аспектах дирижерской школы – маэстро говорит не менее ярко, чем делится своими яркими воспоминаниями, которых в его жизни было немало, хотя они неизбежно перемежаются и воспоминаниями грустными, вобравшими в себя боль утрат и личных трагедий, ведь жизнь есть жизнь…»
Книга погружает нас в подробности генеалогического древа, и рассказ начинается с родоначальников. Композитор и дирижер Давид Блок и композитор и пианист Владимир Юровский. Первый принадлежал к московской элите: «Был заметной фигурой не только потому, что основал Кинооркестр, возглавив его как дирижер, но и потому, что был, с позволения сказать, “блистательным человеком общества”. В ресторане Центрального дома работников искусств у него даже было любимое блюдо под названием “а-ля Блок”, которое для него готовили из куриных потрошков».
А вот Владимир Юровский-старший родился на Украине, в селе Тараща, там вырос и гораздо позже совершил переезд в Москву, привезя с собой молодую жену и маленького сына. В книге есть глава, где супруга М. В. Юровского, Элеонора Дмитриевна, рассказывает «от первого лица»: «Моя мама, Анна Леонидовна Гомельская, родилась 19 декабря 1922 года в Киеве, когда в семье был уже старший сын Митя. И брат моей мамы, Дмитрий Леонидович Гомельский, 1920 года рождения – не кто иной, как дедушка известного российского пианиста Дениса Мацуева!» А о своем муже Элеонора Юровская (в девичестве Таратута) говорит так: «Уже в детстве он многое знал и очень охотно и много рассказывал мне как другу то, что казалось ему интересным. И с годами щедрость его мыслей и творческих фантазий никуда не ушла! Он всегда с радостью делился своими знаниями – а впоследствии и опытом – с друзьями, учениками и, конечно же, с нашими собственными детьми!»
История семьи Юровских – Блоков поначалу переносит нас в гущу культурных событий советской жизни середины прошлого века. Маршак, Паустовский, Шостакович, Хачатурян, Кабалевский, Самосуд… Не имена, а музыка, люди – символы эпохи. Не удивительно, что молодой Миша Юровский, впитав такую духовную энергию, очень быстро сам стал заметной фигурой в музыкальном мире. Переезд в Германию в 1989 году многократно расширил ареал деятельности М. В. Юровского, но не поменял систему координат и высоту профессиональной планки.
Повествование насыщено описаниями разных событий: Михаил Владимирович и Элеонора Дмитриевна спешат запечатлеть и семейные предания, и эпизоды из жизни – то, что составляло повседневность династии Юровских.
Пересказать все невозможно, да и нет смысла. Нужно открывать книгу и читать, получая удовольствие от общения с людьми высокой культуры, готовыми «допустить» тебя в свое личное пространство.