Большому джазу – большое будущее События

Большому джазу – большое будущее

Российский джаз продолжает отмечать круглый юбилей – сто лет творческой жизни

Чтобы оценить эмоциональный накал происходящего, достаточно вспомнить кинокомедию «Веселые ребята» режиссера Григория Александрова и композитора Исаака Дунаевского, в которой блистали Любовь Орлова и Леонид Утёсов. Герои фильма стремились сыграть джаз на сцене Большого театра. Эту мечту осуществили наши современники, звезды импровизационной музыки – в ГАБТ состоялось удивительное по масштабу джазовое шоу.

Сто лет отсчитывают от первого публичного джазового концерта, который провел ансамбль Валентина Парнаха. С тех пор жанр прошел путь от «разгибания саксофонов» до нынешних времен, когда почти все представляют, что это такое. Музыканты же гордятся тем, что на концертах и в публике, и у микрофонов сейчас особенно много молодежи.

Впервые выходя на легендарную сцену, люди, конечно, волнуются. «Не все джазмены даже бывали в этом зале, – заметил организатор праздника Игорь Бутман, – мне же повезло играть с Еленой Образцовой на ее юбилее!» Но многих солистов концерта Большой прекрасно знал – и встречал, и провожал овациями. Среди звезд были Лариса Долина, Олег Аккуратов, Давид Голощёкин, Оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема, биг-бенд Георгия Гараняна. Запомнились барабанщик оркестра Бутмана Эдуард Зизак, который ярко играл с разными составами, а также прекрасная Дарья Чернакова (контрабас). Она ни визуально, ни музыкально не терялась в составах с пианистами – Даниилом Крамером, который темпераментно сыграл «Странный блюз», и питерским мастером Андреем Кондаковым. Сет Крамера удостоился чуть ли не самых бурных аплодисментов, впрочем, как и певица Юлиана Рогачева, спевшая «Первый миг весны» с Всероссийским молодежным биг-бендом под управлением Павла Овчинникова. Тепло встречали и Алексея Козлова, сыгравшего с пианистом Юрием Погибой импровизацию на «Половецкие пляски» Бородина. Неожиданно выглядел состав Сергея Манукяна, в котором было трио разных клавишных инструментов. Хорошо известное в Европе LRK Trio сыграло авторскую пьесу с сольным контрабасом и аккордеоном.

 

Во втором отделении Большой джазовый оркестр Петра Востокова сыграл «Колыбельную Умки» Крылатова, Дарья Антонова спела «Дорогие мои москвичи» Исаака Дунаевского. Еще ранее Сергей Жилин импровизировал на темы Дунаевских – и Исаака, и Максима. Затем наступило время составов, собранных вокруг Игоря Бутмана и его Московского джазового оркестра. Певица Фантини вела концерт, ее конферанс с насыщенным текстом создавал хорошие, правильные эмоции. Но к финалу, перевоплотившись из милой ведущей в роковую женщину, Фантини спела горячий хит на испанском Como un bolero. Свой вариант стиля фьюжн предложила группа Евгения Побожего, победителя конкурса гитаристов Института джаза имени Херби Хэнкока. Публика расходилась вполне удовлетворенная, четырехчасовой концерт подарил много позитивных эмоций, так нужных в непростое время. А ведь 1 октября отмечался и Международный день музыки – совпадение дат получилось удачным.

Одну из возможных проблем отметил критик Владимир Фейертаг. В зале Большого, сказал он, мы внимательно внимаем высокому. «Служенье муз не терпит суеты» – более чем уместно был процитирован Пушкин. Джаз же может быть филармоническим – близким к классике, но, по сути, это музыка танцевальная и эмоциональная. На протяжении долгого времени отношение к джазу у нас, в России, оставалось напряженным: витальность этого искусства с трудом вписывалась в язык инструкций и правил. Да и медийные фигуры артистизма, раскрепощенности уровня Утёсова не появлялись. Всенародная популярность есть у Алексея Семеновича Козлова, но его творчество направлено скорее на развитие жанра. Игорь Бутман же выбрал путь мейнстрима – музыки, которую может знать и любить каждый, независимо от навыков и привычек. Этот маршрут оказался правильным – такого уровня признания у джаза ранее не было никогда. Но и примера столь активной деятельности, как у Бутмана – фестивальной, международной, общественной, по работе с молодежью, больше нет.

В Большом театре публика увидела целую когорту талантливых артистов, причем среди них были и убеленные сединами мэтры, вроде Бориса Фрумкина, Алексея Кузнецова, Алексея Козлова, и молодые победители недавних международных конкурсов. Концерт снимали для телевидения и показали по каналу «Культура». Это, как и особенности площадки, диктовало свои условия. Например, большинство музыкантов ограничились лишь одним номером, при таком количестве участников было нереально изобретать какую-то индивидуальную сценографию. Среди плюсов особо отметим идеально информативную видеоинсталляцию, которая демонстрировалась, когда говорили спикеры. И много раз у ведущих, в частности у главного редактора журнала «Джаз.ру» Кирилла Мошкова, звучало слово «образование». Это представляется камертоном происходившего и направлением дальнейшего развития.

Гала-концерты, посвященные 100-летию российского джаза, пройдут в восемнадцати городах России – от Южно-Сахалинска до Калининграда. Вспомним уникальный выставочный проект «Джаз! 100! Россия!», представленный Российским национальным музеем музыки. Публике рассказали и про смонтированный к юбилею документальный фильм «Джаз 100». «Советский джаз добыл право играть!» – сказал со сцены Большого телеведущий Дмитрий Дибров, подчеркнув этим, что импровизационная музыка у нас наследует творчеству и креативу предыдущих эпох.

Неуловимое обаяние «советского Голливуда» События

Неуловимое обаяние «советского Голливуда»

Мюзикл «Веселые ребята» на сцене Московского театра на Таганке

Серенада о бесконечной тоске События

Серенада о бесконечной тоске

В «ГЭС-2» продолжается цикл концертов «Что современно?»

Блеск и нищета русских православных песнопений События

Блеск и нищета русских православных песнопений

Концерт ансамбля Intrada

Услышать музей События

Услышать музей

Союз композиторов России при поддержке Минкультуры России и издательство «Композитор» анонсируют новую книгу музыковеда, культуролога Сергея Уварова «Услышать музей». Начиная с этого номера, «Музыкальная жизнь» будет в каждом выпуске до конца текущего года публиковать (в сокращенном виде) по одному эссе из книги «Услышать музей».