Накануне в Большом театре прошла традиционная встреча руководства с представителями прессы. В ходе мероприятия были озвучены планы театра на предстоящий 2021/2022 сезон. Генеральный директор Владимир Урин отметил, что, несмотря на сложное время, обе труппы – оперная и балетная – полны оптимизма и желания работать. Он также отметил, что с осени 2020 года Большой работает в штатном режиме при установленной актуальными нормами заполняемости зала, однако все заграничные гастроли отменены до марта 2022 года.
Владимир Урин сообщил журналистам о том, что даты выпуска новых спектаклей сдвинулись из-за COVID-19. «В пик пандемии, в ноябре месяце в театре одновременно болели 150 человек, а помимо них были отстранены от работы все с ними контактировавшие. Поэтому, чтобы спектакль состоялся, мы сходу делали замены. Коллектив театра показал невероятную дееспособность. Если бы я привел количество случаев, когда мы экстренно заменяли исполнителей, и количество спасенных таким образом спектаклей, то вы бы невероятно удивились. Тогда каждое утро напоминало больничную сводку. Сегодня заболеваемость снизилась, сейчас она находится в допустимых пределах, хотя люди по-прежнему продолжают заболевать, и, к сожалению, мы осознаем, что с проблемами, вызванными пандемией, придется жить еще очень долго».
Гендиректор Большого упомянул и о том, что театр не избежал серьезных финансовых потерь, с которыми невозможно было бы справиться без поддержки властей и спонсоров.
Туган Сохиев, Заслуженный артист России, главный дирижер – музыкальный руководитель Большого театра |
Нынешний сезон проходит очень плодотворно: с сентября мы играем спектакли, причем все – своими силами. Мы не ожидали, что представится возможность работать так активно. Приезжая в Европу, где локдаун переформатировал театры на онлайн-трансляции, я все время слышу вопрос: «А как в Москве?» И отвечаю: «Замечательно!» Конечно, в течение некоторого времени мы были вынуждены мириться с некой неопределенностью в связи с ковидом, но в целом сезон получается очень насыщенный событиями. Будем надеяться, что и сезон 2021/2022 будет складываться удачно. Так как в прошлом году пандемия закрыла нас в марте, а на июнь в планах стоял выпуск «Дон Жуана», мы отодвинули этот проект, но не отменили его. Им занимается режиссер из Санкт-Петербурга – Семен Спивак. Спектакль появится на Новой сцене 3 ноября этого года.
В новом сезоне в нашем оперном департаменте будет не так много премьер, как обычно. И этому есть причина. Следующая наша работа – колоссальная по количеству занятых артистов, по самому масштабу постановки: это «Лоэнгрин», наш второй совместный проект с МЕТ (первый вы могли увидеть в феврале – это «Саломея»). К нему будут подключены практически все силы оперной труппы Большого театра. Дирижер – Эван Роджистер, режиссер – Франсуа Жирар. Премьера состоится 24 февраля на Исторической сцене.
Еще одно крупное название – народная музыкальная драма Мусоргского «Хованщина», второе произведение из задуманной композитором оперно-исторической трилогии. Первое – «Борис Годунов», который оканчивается зреющим народным бунтом в сцене под Кромами. Каждый раз, когда я возвращаюсь к «Борису», замечаю, с каким воодушевлением этот спектакль принимает зритель. Все-таки какие удивительные были раньше композиторы, что через сто лет общаются с нынешними поколениями своим музыкальным языком, и то, что он сегодня современен и популярен, доказывает долгая жизнь этого замечательного спектакля. Поэтому мы добавляем в репертуар Большого театра еще одно произведение Мусоргского. Режиссером «Хованщины» выступит хорошо известный в Москве англичанин Саймон Макбёрни. Сегодня он очень востребован, его планы подробно расписаны на пять лет вперед. Почему вдруг такая связь – Саймон Макбёрни и очень русская опера «Хованщина»? Саймон – человек, искренне любящий русскую культуру. Его брат, композитор, хорошо говорит по-русски, и они оба настолько тесно связаны с нашей музыкальной жизнью, что их не испугало желание войти в такую драматургически сложную оперу Мусоргского. Премьера состоится 22 июня на Исторической сцене.
Что касается Камерной сцены, то первая новинка там появится 14 октября – это две одноактные оперы – «Маддалена» Прокофьева и «Испанский час» Мориса Равеля. Режиссер – Владиславс Наставшевс. Нам кажется, что те принципы, которые Борис Александрович Покровский зародил и оставил после себя, и по которым артисты в его театре сегодня живут и работают, надо развивать. Мы помним творчество и заветы этого великого человека. И воодушевление, энтузиазм актеров свидетельствуют о том, что они готовы к более сложному репертуару, и мы можем подбирать для них более серьезные названия. «Маддалена» и «Испанский час», Прокофьев и Равель – непростое сочетание. Непростое и по музыкальному языку, и по оркестру.
Мы очень много обсуждаем репертуарную политику Камерной сцены и каждый раз сходимся на том, что она не должна конкурировать со спектаклями, которые выходят на Исторической и Новой сценах, поэтому мы особенно тщательно и аккуратно выбираем для нее названия. Вторая премьера – «Фальстаф». Но не Верди, а Сальери («Фальстаф, или Три шутки»). Думаю, немногие знают эту оперу. Здесь совершенно другой стиль, и то, как справится труппа Камерной сцены с ним, очень важно. Режиссер – Александр Хухлин. О дирижере мы скажем позже.
Последняя работа (а мы не забываем, что опера – прежде всего Италия и бельканто) – «Линда ди Шамуни» Доницетти. Вы ее хорошо знаете по ариям и дуэтам, но в этот раз представится возможность услышать всю ее целиком. За дирижерским пультом – Антон Гришанин, режиссер – Роман Феодори.
Также напомню, что у нас есть концертный абонемент. Одну юбилейную дату мы точно не пропустим: к 80-летию со дня первого исполнения мы сыграем очень важную для всех нас симфонию – Седьмую, «Ленинградскую», Шостаковича. Впервые она прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве – еще до того, как ее исполнили в Ленинграде. На премьере присутствовал сам автор. Мы отметим это событие концертами в Самаре и в Москве. Помимо этого, мы планируем сыграть одну из симфоний Малера.
В этом году нам не удалось, к сожалению, представить оперы в концертном исполнении из-за обстоятельств пандемии. Нам было важно заниматься текущим репертуаром и предстоящими премьерами. Но мы обязательно продолжим эту традицию. У нас сложился целый список названий, которые мы бы хотели представить в концертном формате. В частности, к 95-летию Галины Вишневской мы сделаем концертную «Тоску».
Махар Вазиев, Народный артист России, художественный руководитель балетной труппы Большого театра |
Мы открыли нынешний сезон новым проектом – «Четыре персонажа в поисках сюжета». С ним к артистам вернулась вера в то, что мы будем идти дальше, будем заниматься творчеством вопреки обстоятельствам. «Четыре персонажа» лично для меня – бесценный проект, и с точки зрения человеческого подхода он останется самым главным. Я благодарен всем артистам, принявшим в нем участие, всем хореографам – Брайану Ариаcу, Симоне Валастро, Димо Милеву, Мартину Шексу. Кое с кем из них у нас уже есть некоторые договоренности.
Конечно, у балетной труппы Большого театра были планы, которые мы вынуждены были отодвинуть, внести коррективы. В начале этого сезона мы хотели выпустить балет Эдварда Клюга «Мастер и Маргарита» на музыку Шнитке, но, к сожалению, не смогли, хотя и пришли к общему знаменателю относительно даты. Это очень сложная работа – и из-за самой булгаковской темы, и в вопросах музыки, но я надеюсь, что мы сыграем премьеру 1 декабря. Положительную сторону в переносе сроков я вижу для самого Эдварда Клюга: у него появилось больше времени для того, чтобы поразмыслить над этим произведением. Надеюсь, итог никого не разочарует.
Следующая премьера связана с именем Алексея Ратманского. Мы давно с ним дружим, Алексей уже работал в Большом и с энтузиазмом относится к предложениям работать с артистами труппы, а они, в свою очередь, счастливы встрече с ним. После того, как он сделал «Жизель», за которую мы получили «Золотую Маску», возник вопрос следующего проекта, и конечно, речь шла об авторском спектакле. Однако на тот момент не было уверенности, что ситуация с антиковидными ограничениями будет переломлена. Каждый раз, когда мы созванивались, он не мог определиться с названием. Мы долго с ним обсуждали планы, и, в конце концов, Ратманский пришел к выводу, что хочет поставить «Искусство фуги» на музыку Баха. Это двухактный балет, совершенно новый проект для нашей труппы. Я бы не стал пока говорить о постановочной бригаде, потому что могут быть изменения из-за известной ситуации.
Проект, с которым мы ушли на самоизоляцию, – тройчатка «Танцемания» Вячеслава Самодурова, «Сделано в Большом» Антона Пимонова и «Времена года» Артемия Белякова – все-таки появится в афише. Правда, с несколько измененными исходными: за это время Антон Пимонов стал руководителем балета Пермского театра. Мы искренне его поздравляем, но это усугубило нашу проблему: найти точки соприкосновения, когда мы все сможем собраться, стало еще сложнее. Поскольку мы начали готовить этот проект, и оформление уже готово, мы его выпустим. Были надежды сделать это в конце текущего сезона, но я не исключаю, что могут быть некие изменения – какого плана – преждевременно это озвучивать.
Не могу не сказать о том, что, возможно, удастся осуществить что-то совместно с Ингосстрахом, генеральным спонсором Большого театра. Не могу сказать, в каком это формате будет, но есть огромное желание делать для этой труппы уникальные проекты, а не просто заниматься переносами постановок великих мастеров. Хочется создавать на сцене Большого театра абсолютно новые работы с современными хореографами – не обязательно только западными, к нам обращается очень много и наших соотечественников. Так что надеюсь, что мы будем продолжать эту традицию.