Большой театр: надежды и планы События

Большой театр: надежды и планы

Главный театр страны объявил о премьерных постановках в сезоне 2021/2022

Накануне в Большом театре прошла традиционная встреча руководства с представителями прессы. В ходе мероприятия были озвучены планы театра на предстоящий 2021/2022 сезон. Генеральный директор Владимир Урин отметил, что, несмотря на сложное время, обе труппы – оперная и балетная – полны оптимизма и желания работать. Он также отметил, что с осени 2020 года Большой работает в штатном режиме при установленной актуальными нормами заполняемости зала, однако все заграничные гастроли отменены до марта 2022 года.

Владимир Урин сообщил журналистам о том, что даты выпуска новых спектаклей сдвинулись из-за COVID-19. «В пик пандемии, в ноябре месяце в театре одновременно болели 150 человек, а помимо них были отстранены от работы все с ними контактировавшие. Поэтому, чтобы спектакль состоялся, мы сходу делали замены. Коллектив театра показал невероятную дееспособность. Если бы я привел количество случаев, когда мы экстренно заменяли исполнителей, и количество спасенных таким образом спектаклей, то вы бы невероятно удивились. Тогда каждое утро напоминало больничную сводку. Сегодня заболеваемость снизилась, сейчас она находится в допустимых пределах, хотя люди по-прежнему продолжают заболевать, и, к сожалению, мы осознаем, что с проблемами, вызванными пандемией, придется жить еще очень долго».

Гендиректор Большого упомянул и о том, что театр не избежал серьезных финансовых потерь, с которыми невозможно было бы справиться без поддержки властей и спонсоров.

Туган Сохиев,
Заслуженный артист России,
главный дирижер – музыкальный руководитель Большого театра

Нынешний сезон проходит очень плодотворно: с сентября мы играем спектакли, причем все – своими силами. Мы не ожидали, что представится возможность работать так активно. Приезжая в Европу, где локдаун переформатировал театры на онлайн-трансляции, я все время слышу вопрос: «А как в Москве?» И отвечаю: «Замечательно!» Конечно, в течение некоторого времени мы были вынуждены мириться с некой неопределенностью в связи с ковидом, но в целом сезон получается очень насыщенный событиями. Будем надеяться, что и сезон 2021/2022 будет складываться удачно. Так как в прошлом году пандемия закрыла нас в марте, а на июнь в планах стоял выпуск «Дон Жуана», мы отодвинули этот проект, но не отменили его. Им занимается режиссер из Санкт-Петербурга – Семен Спивак. Спектакль появится на Новой сцене 3 ноября этого года.

В новом сезоне в нашем оперном департаменте будет не так много премьер, как обычно. И этому есть причина. Следующая наша работа – колоссальная по количеству занятых артистов, по самому масштабу постановки: это «Лоэнгрин», наш второй совместный проект с МЕТ (первый вы могли увидеть в феврале – это «Саломея»). К нему будут подключены практически все силы оперной труппы Большого театра. Дирижер – Эван Роджистер, режиссер – Франсуа Жирар. Премьера состоится 24 февраля на Исторической сцене.

Еще одно крупное название – народная музыкальная драма Мусоргского «Хованщина», второе произведение из задуманной композитором оперно-исторической трилогии.  Первое – «Борис Годунов», который оканчивается зреющим народным бунтом в сцене под Кромами. Каждый раз, когда я возвращаюсь к «Борису», замечаю, с каким воодушевлением этот спектакль принимает зритель. Все-таки какие удивительные были раньше композиторы, что через сто лет общаются с нынешними поколениями своим музыкальным языком, и то, что он сегодня современен и популярен, доказывает долгая жизнь этого замечательного спектакля. Поэтому мы добавляем в репертуар Большого театра еще одно произведение Мусоргского. Режиссером «Хованщины» выступит хорошо известный в Москве англичанин Саймон Макбёрни. Сегодня он очень востребован, его планы подробно расписаны на пять лет вперед. Почему вдруг такая связь – Саймон Макбёрни и очень русская опера «Хованщина»? Саймон – человек, искренне любящий русскую культуру. Его брат, композитор, хорошо говорит по-русски, и они оба настолько тесно связаны с нашей музыкальной жизнью, что их не испугало желание войти в такую драматургически сложную оперу Мусоргского. Премьера состоится 22 июня на Исторической сцене.

Что касается Камерной сцены, то первая новинка там появится 14 октября – это две одноактные оперы – «Маддалена» Прокофьева и «Испанский час» Мориса Равеля. Режиссер – Владиславс Наставшевс. Нам кажется, что те принципы, которые Борис Александрович Покровский зародил и оставил после себя, и по которым артисты в его театре сегодня живут и работают, надо развивать. Мы помним творчество и заветы этого великого человека. И воодушевление, энтузиазм актеров свидетельствуют о том, что они готовы к более сложному репертуару, и мы можем подбирать для них более серьезные названия. «Маддалена» и «Испанский час», Прокофьев и Равель – непростое сочетание. Непростое и по музыкальному языку, и по оркестру.

Мы очень много обсуждаем репертуарную политику Камерной сцены и каждый раз сходимся на том, что она не должна конкурировать со спектаклями, которые выходят на Исторической и Новой сценах, поэтому мы особенно тщательно и аккуратно выбираем для нее названия. Вторая премьера – «Фальстаф». Но не Верди, а Сальери («Фальстаф, или Три шутки»). Думаю, немногие знают эту оперу. Здесь совершенно другой стиль, и то, как справится труппа Камерной сцены с ним, очень важно. Режиссер – Александр Хухлин. О дирижере мы скажем позже.

Последняя работа (а мы не забываем, что опера – прежде всего Италия и бельканто) – «Линда ди Шамуни» Доницетти. Вы ее хорошо знаете по ариям и дуэтам, но в этот раз представится возможность услышать всю ее целиком. За дирижерским пультом – Антон Гришанин, режиссер – Роман Феодори.

Также напомню, что у нас есть концертный абонемент. Одну юбилейную дату мы точно не пропустим: к 80-летию со дня первого исполнения мы сыграем очень важную для всех нас симфонию – Седьмую, «Ленинградскую», Шостаковича. Впервые она прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве – еще до того, как ее исполнили в Ленинграде. На премьере присутствовал сам автор. Мы отметим это событие концертами в Самаре и в Москве. Помимо этого, мы планируем сыграть одну из симфоний Малера.

В этом году нам не удалось, к сожалению, представить оперы в концертном исполнении из-за обстоятельств пандемии. Нам было важно заниматься текущим репертуаром и предстоящими премьерами. Но мы обязательно продолжим эту традицию. У нас сложился целый список названий, которые мы бы хотели представить в концертном формате. В частности, к 95-летию Галины Вишневской мы сделаем концертную «Тоску».

Махар Вазиев,
Народный артист России,
художественный руководитель балетной труппы Большого театра

Мы открыли нынешний сезон новым проектом – «Четыре персонажа в поисках сюжета». С ним к артистам вернулась вера в то, что мы будем идти дальше, будем заниматься творчеством вопреки обстоятельствам. «Четыре персонажа» лично для меня – бесценный проект, и с точки зрения человеческого подхода он останется самым главным. Я благодарен всем артистам, принявшим в нем участие, всем хореографам – Брайану Ариаcу, Симоне Валастро, Димо Милеву, Мартину Шексу. Кое с кем из них у нас уже есть некоторые договоренности.

Конечно, у балетной труппы Большого театра были планы, которые мы вынуждены были отодвинуть, внести коррективы. В начале этого сезона мы хотели выпустить балет Эдварда Клюга «Мастер и Маргарита» на музыку Шнитке, но, к сожалению, не смогли, хотя и пришли к общему знаменателю относительно даты. Это очень сложная работа – и из-за самой булгаковской темы, и в вопросах музыки, но я надеюсь, что мы сыграем премьеру 1 декабря. Положительную сторону в переносе сроков я вижу для самого Эдварда Клюга: у него появилось больше времени для того, чтобы поразмыслить над этим произведением. Надеюсь, итог никого не разочарует.

Следующая премьера связана с именем Алексея Ратманского. Мы давно с ним дружим, Алексей уже работал в Большом и с энтузиазмом относится к предложениям работать с артистами труппы, а они, в свою очередь, счастливы встрече с ним. После того, как он сделал «Жизель», за которую мы получили «Золотую Маску», возник вопрос следующего проекта, и конечно, речь шла об авторском спектакле. Однако на тот момент не было уверенности, что ситуация с антиковидными ограничениями будет переломлена. Каждый раз, когда мы созванивались, он не мог определиться с названием. Мы долго с ним обсуждали планы, и, в конце концов, Ратманский пришел к выводу, что хочет поставить «Искусство фуги» на музыку Баха. Это двухактный балет, совершенно новый проект для нашей труппы. Я бы не стал пока говорить о постановочной бригаде, потому что могут быть изменения из-за известной ситуации.

Проект, с которым мы ушли на самоизоляцию, – тройчатка «Танцемания» Вячеслава Самодурова, «Сделано в Большом» Антона Пимонова и «Времена года» Артемия Белякова – все-таки появится в афише. Правда, с несколько измененными исходными: за это время Антон Пимонов стал руководителем балета Пермского театра. Мы искренне его поздравляем, но это усугубило нашу проблему: найти точки соприкосновения, когда мы все сможем собраться, стало еще сложнее. Поскольку мы начали готовить этот проект, и оформление уже готово, мы его выпустим. Были надежды сделать это в конце текущего сезона, но я не исключаю, что могут быть некие изменения – какого плана – преждевременно это озвучивать.

Не могу не сказать о том, что, возможно, удастся осуществить что-то совместно с Ингосстрахом, генеральным спонсором Большого театра. Не могу сказать, в каком это формате будет, но есть огромное желание делать для этой труппы уникальные проекты, а не просто заниматься переносами постановок великих мастеров. Хочется создавать на сцене Большого театра абсолютно новые работы с современными хореографами – не обязательно только западными, к нам обращается очень много и наших соотечественников. Так что надеюсь, что мы будем продолжать эту традицию.

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное