Большой театр не ошибся События

Большой театр не ошибся

«Король» Джордано – премьера на Камерной сцене имени Б. А. Покровского

В Большом театре не идут оперы Глинки, нет «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина», не ставится Прокофьев и другая национальная классика, что справедливо можно считать репертуарной странностью. Главный театр страны придерживается другого курса: на всех трех сценах стабильно появляются «редкости». Недавно можно было услышать, например, «Луизу Миллер» Верди, скоро будет выпущена постановка оперы Берлиоза «Беатриче и Бенедикт» – и всякий раз не на пустом месте возникает дискуссия об оправданности выбора таких названий. Между премьерными глыбами на Камерной сцене появился еще один малознакомый, но на сей раз объективно удачный материал – «Король» Умберто Джордано.

Говорим «Джордано» – подразумеваем веристскую оперу конца XIX века «Андре Шенье». Однако успехи итальянского мастера известным хитом не ограничиваются: как всегда, свою игру ведут судьба и обстоятельства. Увы, другим оперным опусам не суждено было войти в золотой репертуарный фонд. Опера «Король», написанная в 1929 году, стала последней для композитора, хотя после ее создания он прожил еще двадцать лет и, судя по всему, не посчитал нужным иметь дело с обновлением исторического времени и музыкального языка. Незамысловатую притчу о «двойном дне» притягательности красивой жизни для простых людей Джордано придумал совместно с либреттистом Джоваккино Форцано. Сюжет простой: девушка перед свадьбой с простолюдином неожиданно для самой себя влюбилась в короля, но, когда увидела его без дорогих одежд и впечатляющей помпезности, вдруг поняла, что бывший жених симпатичнее и милее. Воплощение истории получилось компактным: три картины в сумме длятся чуть больше часа.

Несмотря на компактность, конечно, это никакая не камерная опера и даже не тяготеет к оперетте. Первое исполнение состоялось на сцене Ла Скала под управлением Артуро Тосканини с участием лучших певцов того времени во главе со звездой бельканто Тоти даль Монте, декорации поражали публику пышностью и эффектностью. Действительно, было для чего стараться: мелодическая изобретательность, интересная оркестровка с введением «звенящих» ударных, фортепиано и челесты, «игровые» персонажи, музыкально проработанные в буффонной стилистике, красивая партия для лирического тенора и виртуозные задачи для колоратурного сопрано с «ми» третьей октавы. Почему же опера «потерялась» и непопулярна? Во-первых, партия сопрано чрезвычайно трудна. Во-вторых, мода на короткие спектакли появилась только в последние годы.

2023 год для «Короля» неожиданно стал ренессансом: Екатерина Ферзба вполне справляется с виртуозной партией Розалины, а публике столь короткое и ненавязчивое погружение в мир оперного искусства очень даже нравится. Режиссер Юрий Муравицкий откровенно говорит в интервью, что ему «абсолютно чужд театральный реализм», и делает понятный яркий спектакль: певцы играют в солистов барочного театра с вычурным гримом и экзальтированным поведением, с удовольствием комикуют, соответствуя своим «маскам», естественно, в пантомиме. Музыка позволяет сделать такое визуальное решение, поскольку является стилистическим микстом, открывающим широкое поле для интерпретации.

Розалина — Екатерина Ферзба. Фото Павла Рычкова / Большой театр

Все прилично поют: тенор Артем Попов ровно и без напряжения ведет партию Коломбелло, баритон Дзамболат Дулаев не теряет технический контроль, когда пользуется немалым спектром выразительных интонационных красок для создания образа титульного персонажа. Родителей помешавшейся на короле девочки харизматично отыгрывают Александр Маркеев и Виктория Преображенская. Комическая тройка в плане вокала воспринимается скромнее, но актерские задачи режиссер с ними отработал: Гадалка – Злата Рубинова, Судья – Кирилл Филин, Священник – Алексей Сулимов. Небольшие, но важные для воплощения комических эффектов роли церемониймейстеров органично воплотили Дмитрий Чернов и Василий Гафнер. В опере задействовано много людей, но при этом нет мельтешения: прекрасен хор, поющий и играющий буквально как знаменитый ансамбль Swingle Singers.

Что остается за скобками спектакля? Вопросы, на которые интересно было бы получить режиссерские решения. Почему, например, в финале Коломбелло так быстро и легко прощает Розалину? Какова роль Короля – элементарная похоть или судьбоносное нравоучение? Кстати, в спектакле есть намек на второй ответ относительно последнего вопроса, но считывается неоднозначно. Важно понимать, что художник Петр Окунев совсем не для сложного психологического театра создавал барочные декорации и кукольные костюмы: ради получения удовольствия на этом спектакле нужно отпустить ситуацию и отказаться от серьезных запросов. Хотя «Короля» Джордано без проблем можно поставить с учетом всех тенденций и возможностей современного театра. Материал предполагает и пародийное комикование в духе итальянского народного театра, и актуальное прочтение.

Постановка «Короля» – музыкальная победа дирижера Антона Гришанина. Маэстро решил ряд заковыристых задач. Например, подчинил плотную оркестровку акустике Камерной сцены, удачно выстроил баланс с певцами – и вообще собрал хороший состав: музыканты под его управлением с блеском играли виртуозные соло и сложные места, которыми изобилует партитура. Большой театр не ошибся, сделав ставку на «Короля», – спектакль сложился и явно будет иметь успех.

В гостях у Вебера События

В гостях у Вебера

В «Новой Опере» представили концерт из сочинений немецкого композитора

Переходная зона События

Переходная зона

В Московской филармонии продолжается цикл «Весь Стравинский»

Сказка квартетных странствий События

Сказка квартетных странствий

Солисты OpensoundOrchestra сыграли первый концерт нового цикла

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича