В Свердловской филармонии продолжают отмечать 150-летие Рахманинова. Весной в Екатеринбурге прошел фестиваль, в центре которого было хоровое наследие композитора. Теперь прозвучали все сочинения для фортепиано с оркестром. С Уральским молодежным симфоническим оркестром под управлением главного дирижера Дмитрия Филатова выступил Борис Березовский – музыкант, с которым Свердловскую филармонию связывают узы особой творческой дружбы – и совместные зарубежные гастроли, и проведение фестиваля Бориса Березовского. Для Уральского молодежного оркестра работа с солистами такого ранга – признание высокого уровня исполнительского мастерства коллектива и продолжение линии сотрудничества с выдающимися музыкантами современности, которые поднимают уровень оркестра на новую высоту. Не случайно эти выступления являются частью проекта «Оркестровое мастерство», который реализуется с использованием гранта, предоставленного Российским фондом культуры. Все концерты и Рапсодию на тему Паганини в два вечера сыграли вначале в Большом зале Свердловской филармонии, затем – в Концертном зале «Зарядье». А накануне турне Борис Березовский (ББ) ответил на вопросы Евгении Кривицкой (ЕК), что значит для него творчество Рахманинова.
ЕК Борис, что вы слышите в музыке Рахманинова сейчас, в 2023 году?
ББ Рахманинов для меня как воздух. Его музыка – то, чем я дышу, и то, без чего жить, конечно, смогу, но это будет совсем другая жизнь. Исполнить все фортепианные концерты – это очень интересно. Первый – концерт совсем юного композитора, написанный до того, как он стал Рахманиновым, к которому мы привыкли, безумно красивая музыка. Второй – это икона, как и Третий. Четвертый – недолюбливаемый или недолюбленный (как посмотреть). Нам, профессионалам, этот концерт безумно нравится, но, к сожалению, он не производит такого впечатления на публику, и в этом его какая-то непонятная загадка. Ну и Рапсодия на тему Паганини – последнее сочинение, где он уже стал таким современным Рахманиновым. Современным самому себе – страшным пессимистом. В отличие от всех его концертов, которые завершаются на невероятных эмоциональных кульминациях, Рапсодия заканчивается очень трагически.
ЕК Вы помните, когда впервые открыли для себя музыку Рахманинова? Ваши первые впечатления от нее?
ББ У меня мозги вообще сложно устроены – страшно музыкально, и я помню, что в первый раз я познакомился с сочинениями Рахманинова где-то лет в пять-шесть. Я слушал записи и помню, что мне они безумно нравились. Отношения с этой музыкой можно выстраивать бесконечно. Мне сейчас 55, думаю, лет через десять я еще по другому буду играть Рахманинова.
ЕК С какого возраста пианисты могут играть Рахманинова – только ли техническая подготовка тут важна?
ББ Все зависит от степени таланта и одаренности ученика. Я преподаю в Гнесинской специальной музыкальной школе, там, где учился сам и где меня всегда отмечали – директор так и говорил: Березовский очень хорошо играет Рахманинова. Естественно, мои ученики тоже много его играют, они невероятно одаренные дети. Если техника позволяет играть свободно, не напрягаясь (просто, когда что-то с трудом получается, это вредно для рук), без зажимов, когда есть достаточная сила звука, я даю им такую возможность и удовольствие соприкоснуться с рахманиновской музыкой. Любое детское исполнение, благодаря своей непосредственности и какой-то особой откровенности и эмоциональности, воздействует очень сильно.
ЕК Волнуетесь ли, когда выступают ваши ученики?
ББ Нет. Дело в том, что, конечно, бывают неудачные выступления, но они бывают у всех, и я знаю, что в девяти случаях из десяти ученик сыграет потрясающе. Ну а если попадется одно неудачное – что теперь делать, со всеми бывает.
ЕК Что вы испытываете, оказываясь в зале, а не на сцене? Особенно когда звучат произведения, с которыми сложились особые отношения, того же Рахманинова.
ББ Иногда бывает желание выйти из зала (смеется), и есть такой способ – ты начинаешь кашлять, имитируешь приступ кашля. Несколько раз я пользовался этим, меня французская пианистка Бриджит Анжерер научила, так что передаю этот опыт, если кому надо.
ЕК Принято противопоставлять Рахманинова и Скрябина как антиподов в эстетике, стиле, приемах. А как вы, исполнитель и пропагандист творчества обоих композиторов, это воспринимаете?
ББ Скрябин сложнее. Его музыка непроста для восприятия: очень сложные гармонии, философский мир… В его огне нужно сгореть, весь мир сгорает, поэтому опасно его любить, лучше любить Рахманинова. Скрябинская музыка – это путь к одиночеству, а Рахманинов – это жизнь.