Бойтесь аромата фиалок События

Бойтесь аромата фиалок

В Большом театре состоялась премьера оперы «Адриана Лекуврер»

Творение Франческо Чилеа – нечастый гость на российских сценах, но все же в 2002 году в Большом, а в 2017-м в Мариинке эта опера о великой драматической актрисе, о театральном закулисье и большой трагической любви ставилась и более-менее знакома столичным меломанам. Принадлежа к кругу веристов, то есть композиторов, пытавшихся преодолеть условность оперного жанра, Чилеа, с одной стороны, создает реалистичную историю из жизни великосветской тусовки: аристократы, покровительствующие актрисам, «опасные связи» среди великосветских персон – вся эта тематика хорошо известна по многочисленным романам XIX века, не только Эжена Скриба, но и Гюго, Бальзака, Золя.

В то же время главное в сюжете – любовь и сопутствующие ей интриги на почве ревности. Перед премьерой режиссер Евгений Писарев комментировал свои намерения, в частности, заявив, что эта «опера упивается страстями; и с этим перебором страстей, с отравлениями, любовниками, прятками, она становится похожа на латиноамериканский сериал». И намекнул, что хочет «подсушить», придать ей более сдержанный характер.

Удачно, что данная идея осталась на уровне декларации, и на премьере зрители стали свидетелями накала эмоций, страстных переживаний, которые искренне и очень убедительно транслировали Динара Алиева – Адриана Лекуврер и Ксения Дудникова – Принцесса де Буйон. Это был и психологический поединок двух влюбленных и ревнующих друг к другу женщин, и негласное вокальное соперничество, окончившееся победой искусства. Алиева и Дудникова актерски жили на сцене, на эти часы воплотившись в своих героинь, и показали высший класс владения голосом по всему диапазону, неукротимый темперамент. В этом, безусловно, респект режиссеру, угадавшему их типажи и природу. Для Динары Алиевой, к примеру, эта роль стала поводом блеснуть грудным тембром – в этой партии много низких нот, которые далеко не всегда даются сопрано. Однако у нее они звучали насыщенно и красиво, так что певица вполне могла посоперничать с контральто Дудниковой. Есть у Адрианы эпизоды драматической декламации – они были решены в духе патетического стиля Комеди Франсез, и, возможно, режиссер намеревался несколько поиронизировать над излишней аффектацией, свойственной актерам любой эпохи. Но у Динары фрагмент монолога Федры вышел так искренне, с такой внутренней силой, что мы верили в ее отчаяние и желание через аллегорию уязвить соперницу.

Адриана Лекуврер – Динара Алиева

Не разочаровали своих поклонников и исполнители мужских партий. Михаил Казаков – хорохорящийся Принц де Буйон – и Михаил Агафонов – аббат де Шазёй, явный любитель интриги, чем-то напоминающий дона Базилио, – из них вышла отличная парочка стареющих ловеласов. Морис Саксонский у Нажмиддина Мавлянова получился больше влюбленным в себя, чем в Адриану. Впрочем, разрываясь между политическими амбициями и чувством, он все же (пусть и поздно) сделал выбор в пользу личного счастья. Как водится в сентиментальных историях, граф опоздал с признаниями и в финале предложил руку и титул Адриане, уже умирающей от запаха пропитанных ядом фиалок, преподнесенных мстительной принцессой. Для Мавлянова это не первый заход на территорию Чилеа – он как раз участвовал в допандемийной премьере в Мариинке, и в его вокале ощущалась полная свобода.

Украсил премьеру солист Мариинского театра баритон Владислав Сулимский: его Мишонне – трогательный, всепрощающий и всепонимающий друг, способный отказаться от мечты ради счастья любимой им Адрианы. Благородству чувств соответствовало благородство вокала – точность интонации, выразительная, продуманная до мелочей фразировка.

Принцесса де Буйон – Ксения Дудникова, Морис – Нажмиддин Мавлянов
Адриана – Динара Алиева, Мишонне – Владислав Сулимский

Режиссер не стал ничего осовременивать, сделав красивый костюмный спектакль со стильными декорациями. Эстет театральной сценографии Зиновий Марголин вместе с великолепной Викторией Севрюковой создали изысканное обрамление этой романтической мелодраме. Пышные воланы-юбки, корсеты, вышивка на платьях, парики определяли эпоху Людовика XV; также постановщики использовали поворотный круг, неотъемлемый атрибут старых театров. Стилизуя мизансцены, Писарев придумал ввести миманс, изображающий духов театра в ливреях то ли слуг, то ли капельдинеров – молчаливых, но выразительных в своей пластике свидетелей и соучастников всех событий. Они то прислушивались к излияниям героев, то подсматривали за ними из-за угла, а в финале, грустно примостившись в гостиной, ожидали выхода покинувшей сценические подмостки Адрианы.

И вот уже сюжетная линия, посвященная теме искусства, магии театра, прочерчивается сквозь все четыре действия. Получилась такая ностальгическая история в стиле Вуди Аллена о прекрасном невозвратном прошлом – и в этом главный смысл постановки.

Музыка Чилеа подчеркнула романтические чары, а дирижер Артем Абашев оказался главным магом, колдовавшим над оркестром Большого театра, который звучал как никогда поэтично и тонко: отметим прекрасные соло первой скрипки и слегка опечалимся за промахи валторны (но это, пожалуй, та единственная ложечка дегтя, которая может быть адресована спектаклю).

Встреча с «Адрианой Лекуврер» оставила прекрасное послевкусие: любовь к театру, как к колыбели искусства, бережное отношение к музыке, великолепный состав исполнителей – все это можно сравнить с посещением Лувра или Эрмитажа. Ведь не все же бродить по галереям современного искусства с глубокомысленно-непонятными и нарочито антиэстетичными инсталляциями и абстрактными полотнами – иногда стоит вернуться к классике, как к точке отсчета.

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати