Brahms. Symphony No.1 & Tragic Overture <br>Gewandhausorchester. Herbert Blomstedt <br>Pentatone Релизы

Brahms. Symphony No.1 & Tragic Overture
Gewandhausorchester. Herbert Blomstedt
Pentatone

В буклете к новому диску Герберт Блумстедт цитирует Шумана – вслед за ним маэстро намерен «проливать свет в глубины человеческой души», а потому «счастлив отправить в этот мир новую запись симфоний Брамса, особенно в нынешнее время». Таким образом, Блумстедт и лейпцигский оркестр Гевандхауза, дебютирующие на лейбле Pentatone, намерены вслед за Первой выпустить и остальные симфонии немецкого композитора.

Возраст дирижера – девяносто три года, – особой строкой упомянутый во всех западных рецензиях, а также разговоры о спасении зараженного мира красотой стоит вынести за скобки как относящиеся к благим намерениям, а не к музыкальному искусству. Останется исполнение, во всем являющее сдержанность и ясность. Объемный и красивый звук. Несколько резко прочерченные басы и затушеванные соло духовых. Вступление, знаменитое настырностью литавр, а также кульминации – мощные, но без надрыва. Умеренно употребленное rubato. Очень сдержанные темпы, особенно в финале. Дирижеру некуда торопиться и нечего доказывать, он не пытается «перевернуть представления» и сыграть уставшую от частого употребления музыку как старинный рок-концерт, вопреки непреходящей моде. Блумстедт, а также работавшие над записью Бернхард Гюттлер и Рене Мёллер демонстрируют тип звучания, который условно можно назвать старой школой или большим стилем – насколько сегодня большой стиль возможен. Запись, приятная во всех отношениях.

В дополнение к симфонии избрана Трагическая увертюра, хотя для нынешнего времени сама собой напрашивалась другая увертюра Брамса – «Академическая праздничная», и даже ее Блумстедт играет как музыку бодрости и света, заодно доказывая, что авторские названия чаще всего обманчивы.

Что дальше? Можно сравнивать этот релиз с исполнением Риккардо Шайи, который записал все симфонии Брамса с теми же музыкантами, только семью годами ранее; искать достоинства олдскульного исполнения по сравнению с «исторически информированным» Брамсом в трактовках Маккерраса, Гардинера и Тиччати; сверять по тактам с любой из двухсот семнадцати (если верить сайту arkivmusik.com) других записей этой симфонии. В любом случае это лишь очередная запись, и сама симфония остается на элитистской территории «Академической праздничной» Музыки, где главной ценностью является прибыльный товарооборот. Лично я предпочту вместо двести восемнадцатой записи Первой симфонии Брамса получить от лейбла Pentatone первую запись ­чьей-нибудь другой симфонии – скажем, «Зимы священной 1949 года» композитора Десятникова. Другой вопрос, чтó лейблу Pentatone Гекуба, и это вопрос риторический.