Чешского дирижера Якуба Хрушу можно справедливо назвать одним из самых успешных молодых музыкантов. К своим тридцати годам он возглавляет Бамбергский симфонический оркестр, является приглашенным дирижером Чешского филармонического и лондонского оркестра Philharmonia. В этом году он дебютировал на BBC Proms вместе с Джошуа Беллом, исполнив Скрипичный концерт Дворжака и цикл из шести симфонических поэм Сметаны «Моя Родина». Глубокое знание национальной культуры и оригинальный взгляд на произведения чешских классиков делают его желанным гостем на главных европейских площадках – в конце сентября Якуб Хруша представит в Цюрихском оперном театре свое видение партитуры оперы Яначека «Средство Макропулоса» (режиссер и художник-постановщик – Дмитрий Черняков). В свежем релизе, выпущенном на лейбле Tudor, харизматичный дирижер вместе с Бамбергским симфоническим оркестром приглашает погрузиться в мир Третьей симфонии Брамса и Восьмой симфонии Дворжака.
«Меня интересует каждая его нота, – говорил Брамс о музыке чешского коллеги. – Я искренне люблю его как художника и человека». Пожалуй, в истории музыки найдется не так много примеров профессиональных и дружеских взаимоотношений, какие можно обнаружить в судьбах Брамса и Дворжака – общение этих композиторов продолжалось почти два десятилетия, так что соседство двух фигур в одном релизе выглядит естественно.
Дворжак описывал свое знакомство с Третьей симфонией Брамса как встречу с «исполином, который превосходит первые две симфонии, если не в величии и силе концепции, то уж точно по музыкальной красоте». В интерпретации Якуба Хруши брамсовская симфония лишена какого бы то ни было намека на монументальность, раскрывая чувственную сторону музыки, ее полнокровность и страстность. Мышление широкими фразами способствует цельности, однако как только оркестровые линии растворяются в мозаику отдельных сегментов, рапсодический характер этой партитуры становится очевидным.
Восьмая симфония Дворжака принадлежит к числу редко исполняемых сочинений. Хруша называет ее «освобождением от оков брамсовского влияния» – чешский композитор предстает здесь уже зрелым мастером с собственным музыкальным языком. Из четырех частей симфонического цикла выделяется третья – легкий, изящный и одновременно «болезненный» вальс. Его тонкая нюансировка в интерпретации Бамбергского оркестра свидетельствуют о глубоком понимании музыки Дворжака.
Отдельное внимание стоит уделить тому, как оформлен релиз. Издание на двух дисках снабжено подробнейшей аннотацией со storyline о жизни и творчестве Брамса и Дворжака, цветными иллюстрациями с портретами композиторов и автографами их партитур, а также включает интервью с дирижером. Все тексты представлены на трех языках – английском, французском, немецком.
В интервью Якуб Хруша раскрывается не только как чуткий музыкант, но и как эрудит в области музыкального искусства: он рассказывает о разных подходах в интерпретации романтической музыки, рассуждает о том, почему финал Третьей симфонии Брамса близок малеровскому симфонизму, или как идиомы из брамсовской музыки позволили Дворжаку выйти за рамки локального чешского симфонизма. Одним словом, релиз Якуба Хруши с Бамбергским симфоническим оркестром задает новый тренд – прекрасное исполнение сочетается с глубоким знанием музыкальной истории.