Брамс – дело благородное События

Брамс – дело благородное

Александр Ключко и ГАСО имени Светланова под управлением Алексея Рубина представили два фортепианных концерта Брамса в КЗЧ

Исполнение обоих концертов за один вечер – шаг смелый и даже дерзкий, оставляющий солисту лишь две возможности: покинуть сцену либо со щитом, либо на щите. Для Александра Ключко такая программа стала, кажется, вызовом самому себе. Путь пианиста на Олимп пока весьма тернист и извилист: триумф на Международном конкурсе имени Рахманинова в 2022 году в следующем году сменился досадной неудачей на XVII Конкурсе Чайковского. Два концерта Брамса подряд в этих условиях – попытка вновь ярко заявить о своем лидерстве. Неизбежно вспоминается Кристиан Циммерман, чья запись концертов считается одной из эталонных: блистательное выступление с этой программой в сопровождении Венского филармонического оркестра и Леонарда Бернстайна вызвало тогда нешуточный ажиотаж вокруг его имени.

Первый концерт Брамса в репертуаре Ключко с 17 лет, Второй же он начал играть лишь в 2023 году, но впечатление после концерта в КЗЧ было парадоксальным образом противоположным: сдержанная, чуть отстраненная и не всегда уверенная интерпретация Первого концерта (он казался новым для пианиста сочинением) и, наоборот, мощное, решительное и победное исполнение Второго (будто бы уже «обыгранного» не один десяток раз). Тем не менее значительный творческий скачок, сделанный Александром Ключко с момента прошлогоднего Конкурса Чайковского, очевиден. На состязании он предпочитал игру крупными мазками, тяжеловесный массивный звук и бурлящие кульминации, сейчас же в его интерпретациях намного больше детализации, тонких тембровых красок и сдержанной «мягкой силы». Интересной и необычной была трактовка медленных частей обоих концертов, впечатляюще в своем драматизме прозвучала третья часть Первого концерта. Менее убедительным пианист был в финале Второго, прозвучавшем несколько тяжеловесно, без желаемой здесь «венской» легкости.

Наиболее спорным моментом стало взаимодействие оркестра и солиста, а точнее, его явный дефицит. Стоит отметить, что музыканты ГАСО имени Светланова сами по себе выступили достойно: многочисленные у Брамса «реплики» медных и деревянных духовых были в целом убедительны, особо отметим соло в третьей части Второго концерта виолончелиста Пауля Сусся. Тем не менее столь необходимого в сочинениях Брамса неразрывного взаимодействия между оркестром и пианистом не сложилось, и скорее не по вине последнего. Дирижер Алексей Рубин, казалось, воспринимал концерты как масштабные симфонические полотна без солиста и был полностью погружен в собственное эмоциональное проживание сочинений. Пианист в этих условиях нередко оставался в творческом «одиночестве» на сцене и вынужден был на ходу искать точки опоры в оркестре.

Несмотря на все сложности такого рода, в конечном итоге Александр Ключко вышел победителем из этого поединка, прежде всего – с самим собой. Иной пианист воспринял бы неудачу на крупнейшем соревновании как крушение всех надежд, для Ключко же этот этап биографии стал стимулом для творческого роста и переосмысления привычных констант своего исполнительского стиля. Огромный риск, на который сознательно пошел исполнитель, заявив подобную программу, оказался совершенно оправдан, и, согласно пословице, теперь он вправе выпить шампанского. И пусть пока бокал выпит не до дна – более успешным на конкурсах соперникам Александра Ключко не стоит сбрасывать его со счетов и почивать на лаврах победителей одного из главных отечественных конкурсов.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории