В нынешнем 2020 году фестиваль отмечает 20-летие, но магия чисел могла бы и не сработать из-за эпидемии. По словам Алексея Васильева, ректора Санкт-Петербургской консерватории (инициатора форума), «все висело на волоске». Но, кто не рискует, тот не пьет шампанское и не празднует победу. И недельная программа, пусть и без именитых иностранных гостей, была сформирована и запущена в действие.
Насколько это важное и ожидаемое событие, показало уже открытие, прошедшее при аншлаге. В Большой зал Санкт-Петербургской филармонии пришло много профессиональной компетентной публики, что повышало градус ответственности.
Запланированная церемония вручения скрипачу Максиму Венгерову звания почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории состоялась с помощью средств мультимедиа. Прославленный артист не смог прорваться из-за границы и прислал прочувствованное благодарственное слово и свой музыкальный подарок – отлично смонтированный Первый скрипичный концерт Шостаковича, где Венгеров солировал вместе с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Томаса Зандерлинга. Показанный с экрана, превращенного на некоторое время в кинотеатр БЗФ, концерт захватил экспрессией и инструментальным совершенством. С этой музыкой Венгеров давно сроднился и транслировал идеи Шостаковича целеустремленно и вдохновенно.
Хедлайнером вечера стал композитор Александр Чайковский, чья музыка обрамляла концерт. По заказу фестиваля он написал весьма интригующее сочинение «Каприччио четырех», где, не чуждый постмодернистской иронии, решил объединить в ансамбль четырех ректоров, «правивших» питерской консой в 2000-х. Так сложился состав: скрипка (Михаил Гантварг), две виолончели – Алексей Васильев и Сергей Ролдугин (который, к сожалению, накануне заболел, и его заменил Дмитрий Еремин). Партию рояля исполнил автор. Адресность замысла выразилась в цитатах (иногда угадываемых, иногда очевидных), таких как виолончельное соло из «Дон Карлоса» Верди. Ну, а в целом музыка повествовала про борьбу и обретение «света и покоя», и в конце рояль настойчиво пульсировал тонкой ниточкой повторяющегося звука, скрепляющего дольний и горний миры.
Фрагмент из оперы «Ермак», созданной А.Чайковским для Красноярского театра оперы и балета, эффектно исполнил Камерный хор Московской консерватории. Его худрук – профессор Александр Соловьёв убежден, что хор сегодня – это универсальный и многофункциональный организм. Поэтому его певцы не только прекрасно справились с вокальными задачами, поставленными автором, но и еще представили сценическую интерпретацию, буквально перевоплотившись в лихих казаков. Слова «будем биться, будем драться, без победы не вернемся» тут можно было воспринимать в буквальном смысле: как настрой на безусловный успех и овации, которыми был встречен сей неожиданный творческий эксперимент.
И еще один необычный ракурс программы вечера – это ансамбль хора и виолончели. Давние творческие связи и партнерство на сцене связывают Алексея Васильева и с Александром Соловьёвым, и с композитором, дирижером профессором Сергеем Екимовым, который как худрук выступил с Хором Санкт-Петербургской консерватории и представил свое сочинение «Господь воцарися» на текст 92-го псалма Давида. Этому композитору замечательно удается передать душевный порыв и наступающее затем просветленное озарение, используя в данном опусе выразительную речитацию виолончели, которую подхватывает меццо-сопрано. Солистка София Косарева, обладающая по-своему уникальным диапазоном, продемонстрировала и чудесный контральтовый регистр, и высветленные верха, которые «засияли» в конце сочинения, прорезая, как луч, хоровое тутти.
Еще одним гостем фестиваля стал Академический хор студентов Новосибирской консерватории под управлением Елены Рудзей, спевший тонкие романистические «Песни любви» Брамса в версии для хора и фортепиано, а затем влившийся в сводный состав всех участников для исполнения позитивного хита советских времен «Как прекрасен этот мир» в свободной обработке Якова Дубравина. Добраться до Петербурга новосибирцам было непросто, но дружеское плечо подставил Союз композиторов России, поддержавший гастроли: ведь во втором концерте, в Исаакиевском соборе, гости из Сибири показали интересную программу из духовных сочинений своих земляков – Аскольда Мурова, Владимира Пономарева, Сергея Кравцова… «Поболеть» за своих приехала ректор Новосибирской консерватории Жанна Лавелина и стала свидетельницей прекрасного приема, оказанного хору в северной столице.
Духовность в соборе каждый понимает по-своему: как сосредоточенную молитву, как апелляцию к высшим ценностям человечества, как возможность просто погрузиться в благоговейное созерцание и медитацию. Все эти грани были представлены в блоке номеров Камерного хора Московской консерватории. Начав с хрестоматийно-благостного «Ангел вопияши» Чеснокова, выбившего, как всегда, слезу не в последнюю очередь благодаря ангельскому пению солистки Марии Челмакиной, москвичи смодулировали в двадцатый, и даже в двадцать первый век. Рядом с Gloria Нюстедта и O nata lux Лауридсена органично соседствовал «Храм на крови» Пахмутовой, чей гражданский пафос трансформировался благодаря интерпретации Александра Соловьёва в поминальный плач. И, конечно, сильнейшее впечатление оставила русская пословица «Богу не грешен, царю не виноват» Щедрина. Динамические контрасты, которыми всегда изобилуют партитуры композитора, умножились благодаря изумительной храмовой акустике и точному дирижерскому расчету Соловьёва. Особенно удался крещендируемый подъем, нагнетающий эмоциональное напряжение: женские голоса, повторяющие вновь и вновь, все выше и выше слова «богу не грешен», казалось, достигали купола, откуда взирал на нас грешных бесстрастный лик Христа.
Еще одно сочинение Щедрина – «Да святится имя Твое», написанное на фрагмент из «Отче наш», – прозвучало в исполнении хора Санкт-Петербургской консерватории: с ребятами его в фестивальном режиме за два дня разучил Александр Соловьёв. Такие блиц-мастер-классы, когда результат сразу выносится на публику, да еще в таком статусном месте, заставил молодых артистов мобилизоваться: в целом им удалось справиться со сложным интонационным рисунком и добиться колористического разнообразия, столь важного у Щедрина. Думается, что общение консерваторцев с таким знатоком творчества нашего классика, как Александр Соловьёв, останется важной вехой в их артистической биографии. Также вместе с хором Санкт-Петербургской консерватории выступил Иван Стольников, подготовивший фрагменты из «Песнопений Литургии Св. Иоанна Златоуста» недавно ушедшего от нас композитора Виталия Ходоша.
Сильнейшим моментом концерта стал его финал, где прозвучала мировая премьера нового сочинения петербуржца Сергея Екимова. Он обратился к стихам армянского поэта Григора Нарекаци, последовав примеру Альфреда Шнитке. Руководила здесь не идея состязательности, а желание приобщиться к тому же сакральному слову и выразить этим дань уважения и преклонения. Но, как объяснил Сергей Екимов на репетиции, текст «Не приближай, Господь, мой смертный час…» захватил еще и своей созвучностью нашему времени. Хоровой концерт создавался в период карантина и самоизоляции, и слова «пусть лихорадка не охватит вдруг моих корней, не пережжет случайно, и пусть безумье иль другой недуг моей душой не овладеет тайно» воспринимались им чуть ли не с проекцией на собственную жизнь. Сочинение исполнялось сводным хором всех участников концерта и было разучено в кратчайшие сроки под руководством автора – темпераментного, энергетически мощного дирижера, умеющего «выжечь искру» из любого коллектива. В этой партитуре тутти хора противопоставлен монолог солистки, и вновь выразительное, богатое грудными обертонами меццо Софии Косаревой как нельзя более удачно подошло к этой заряженной истовостью, болью и, если так можно выразиться, «противлением смерти» музыке. Чтобы символически выразить свое восхищение жизнью и в то же время религиозный порыв, Екимов присоединяет к голосам на финальном «Аминь» звонницу, и это оказывается беспроигрышным решением. Колокольный «хор», накладываясь на человеческий, дал ощущение вселенского экстаза, в котором уже утрачивается грань между временем и вечностью.
Концерты в Исаакиевском соборе – это, конечно, особая «фишка» фестиваля, виртуозно руководимого с момента основания Лидией Волчек. Стоит поаплодировать разнообразию и логичной драматургии афиши этого форума, где серьезное место отдано современному искусству. И подтверждением этого в том числе стала программа «Бетховен – 2020 REMIX». Идея диалога прошлого и наших дней выразилась уже в выборе места для концерта: в церкви Яани Кирик прозвучали только что созданные, специально для фестиваля, произведения петербургских авторов. Куратором и участником проекта Антоном Таноновым была поставлена задача вообразить, как бы могла быть реализована концепция Третьей симфонии («Героической») Бетховена сегодня. Каждый из участников взял на себя труд написать какую-то одну часть цикла, поэтому целое сложилось, как пазл, из разных по конфигурации фрагментов. В Первой части у Евгения Петрова сохранился лишь общий контур замысла противопоставления лирического и героического настроений, он намеренно не следовал никаким схемам и не пытался вплести узнаваемые цитаты. Его стилистика скорее ближе к Пяти оркестровым пьесам Шёнберга, где важна игра звуками, тембрами, ритмами. А вот Траурный марш Александр Радвилович начинает как бы с бетховенского мотива, который немедленно искажается, расползается и «утекает» в черную дыру экспрессионистской рефлексии.
Николай Мажара в Scherzo alla Beethoven для фортепиано и оркестра пытается выстроить диалог с Бетховеном, цитируя тематизм Скерцо «Героической» ивоспроизводя на свой лад его воздушную полетность. Эта линия находит еще более конкретное воплощение в финальных вариациях, сочиненных Антоном Таноновым: он так и назвал свой опус – «Remix Финал». С одной стороны, тут много узнаваемых моментов и параллелей с первоисточником и даже с другими авторами (например, вдруг возникает тема финала Четвертой симфонии Брамса), с другой – тут Бетховен такой отвязный парень, любящий клубы и драйвовую музыку. Приперчивая фактуру рэпом и этникой, Танонов создает очень эффектную оркестровую пьесу, которая наверняка может найти своих адептов и занять место в оркестровом обиходе. Сам автор признался, что «представил себе Бетховена, который вышел на утреннюю пешеходную прогулку. Он идет по окрестностям современной Вены, из разных уголков звучат полинациональные интонации, а он все идет и идет вперед, сочиняя на ходу. Причем на ходу его интонации, темы развиваются – трансформируются – в Брамса, Шостаковича и других. Тем самым утверждается величие Бетховена – как создателя матрицы современной европейской музыкальной культуры».
Открывала этот авантюрный проект пьеса «Бетховену от Элизы», которую ее автор, Светлана Нестерова, обозначила по жанру как увертюру-коллаж. Тут уж только успевай включать интеллект и реагировать на мелькающие темки из разных сочинений – такой вот путеводитель по памятным местам. А во втором отделении прозвучала, наконец, «Героическая» симфония в своем первозданном виде, и слушатель вздохнул с облегчением: вот она – вечная классика, Джоконда улыбается, как и прежде, своей прекрасной загадочной улыбкой.
Хочется отметить великолепное исполнение как современных партитур, так и юбиляра этого года Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской консерватории под управлением Алексея Васильева. Ребята справились со всеми полистилистическими играми и интертекстуальными изысками на отлично, показав и прекрасную инструментальную выучку, и умение «проинтонировать» современную фактуру. Маэстро Васильев сделал бетховенские ремиксы понятными и внятными как по форме, так и по содержанию, а увлечение, с которым он творил музыку за дирижерским пультом, передавалось и оркестрантам, и слушателям.
Фестиваль не ограничился только концертной частью, а предложил насыщенную офф-программу, куда вошли: международная научная конференция «Великие симфонисты прошлого – Бетховен, Чайковский, Малер: взгляд из ХХI века»; международные образовательные семинары по современной фортепианной методике, для исполнителей на медных духовых инструментах, по вопросам симфонического и хорового дирижирования и другие. Что-топрошло очно, что-то – онлайн, но неизбежные компромиссы пандемической ситуации отнюдь не уменьшили масштабности замысла и не повлияли на качество его воплощения.