Будущее уже наступило События

Будущее уже наступило

На фестивале «Московский форум» размышляли об актуальных проблемах нашего завтра

Центр современной музыки совместно с Центром электроакустической музыки Московской консерватории провели в ее стенах фестиваль современной музыки «Московский форум» – пятидневный концептуальный марафон, вот уже в шестнадцатый раз представляющий панораму сочинений века нынешнего и века минувшего.

Темой этого фестиваля стала попытка заглянуть в будущее, творчески осмыслить и сконструировать черты нашего завтра – поговорить об актуальных проблемах социума, экологии, новых технологий. В Рахманиновском зале до глубокой ночи звучали сложнейшие акустические и мультимедийные композиции, между исполнением которых прямо на сцене музыканты и приглашенные спикеры (среди них, скажем, художник Дмитрий Гутов, искусствовед Александра Першеева, основатель Термен-­центра Андрей Смирнов и другие) вступали в дискуссию, предложенную худруком форума, композитором Владимиром Тарнопольским, а также отвечали на вопросы из зала – их публика присылала со своих смартфонов (а еще активно участвовала в интерактивном тематическом голосовании с помощью QR-кода).

Первый день форума (который, к слову, имел ярко говорящее название «Призрак будущего») предложил поразмыслить о следующем: окончательно ли поглотит нас цифровизация, искусственный интеллект и новые технологии, или в этом глобальном неостанавливающемся процессе останется место чувствам, эмоциям, переживаниям, собственно, человеческому. Так, в электроакустическом вокальном перформансе Бригитты Мунтендорф Public Privacy #6: voice | bright no more, который можно смело назвать исповедью интернет-­пользователя, вокалистка (в смелом, эпатажном воплощении Алены Верин-­Галицкой) то сосредоточенно пролистывает воображаемый планшет – и одновременно с жестом издает звук, возникающий обычно при движении пальца на сенсорном дисплее, то музыкально «делится» переживаниями с невидимым собеседником на экране ноутбука (проговаривает текст, вокализирует на разный манер), причем в этот момент на экране появляется заранее записанное видео, намекающее на нестабильное внутреннее состояние героини. Другое приглашение в личное пространство, точнее, в свою уютную гостиную, предложил композитор Александр Шуберт. Его движения и действия, как в самом жестком сериализме, были строго закреплены за определенным звуком конкретного инструмента или групп. В пьесе Маттиаса Кранебиттера искусственный интеллект добрался и до самого «святого» – классической музыки: ансамбль «Студия новой музыки» по команде голосового бота превращал, например, цитату «К Элизе» Бетховена в шумную звуковую какофонию. Впрочем, Александр Хубеев в своей пьесе «Призрак антиутопии», где к рукам и ногам перформера привязаны веревки и грузы, издающие резкие скрежеты, отчасти нас успокоил, показав, что и без использования электроники и новейших технологий можно найти интересные звучания.

Владимир Тарнопольский. «Последний закат» (солистка – Юи Сакагоши)

Второй концерт форума, словно оправдывая свою приставку «международный», был посвящен проблеме экологии, волнующей европейских художников еще с 1960-х. Неслучайно попытки воплотить в сочинениях процессы природных стихий, представить свою реакцию на ситуацию с глобальным потеплением привели к целому направлению – экомузыке. Его крупный представитель – Джон Лютер Адамс, природозащитник, долгое время живший на Аляске, – прозвучал со своими минималистскими медитативными композициями, напоминающими почти наглядное развертывание элементов окружающего мира. Не обошлось также без поклона живому, тому, без чего невозможно представить нашу планету – и если ставший уже культовым опус Эдисона Денисова «Пение птиц» преобразился за счет оригинальных импровизаций пианистки Моны Хабы со свистульками, то в неожиданно романтической пьесе Хельмута Лахенмана воспевалась ветка сакуры и красота природы Японии. А безусловным открытием вечера, пусть прямо не отражавшем тематику «эко», стала фантастически сложная, написанная в специальной нотации альтовая пьеса Das Andere Хорациу Радулеску, которую бесстрашно исполнила Анна Бурчик.

На третьем концерте музыканты занимались исследованием пространства – изучали, как можно управлять этим акустическим «космическим» звуковым полем. Специальные гости фестиваля – французская мультимедийная группа LiSiLog (перкуссионист Жан Жоффруа и звуковой дизайнер Кристоф Лебретон) – представили свое понимание пространства сцены и роли музыканта в пьесе. Каждое движение исполнителя-­перформера запрограммировано интерактивной платформой Light Wall System и, в зависимости от заданных автором условий, в процессе исполнения «диктует» инструменту строго конкретное звучание. Это изобретение LiSiLog было наглядно продемонстрировано в пьесе для альтового саксофона и электроники Владимира Тарнопольского с присущим для его сочинений поэтико-­романтическим названием «Последний закат». Здесь неспешно разворачивающееся, «призрачное» звучание саксофона, регулируемое Light Wall System, накладывалось на остинато записи звучания Земли, произведенной NASA: солистка Юи Сакагоши завораживала своими медитативными движениями, всплывающими в кромешной темноте, словно имитируя невесомость. Похожее погружение в «космическую пучину» ощущалось и в пьесе Джеймса Тенни In a Large, Open Space – пространственно-­звуковой инсталляции, которая управлялась специальными датчиками, надетыми на руки музыкантов.

Мона Хаба (фортепиано)

Программа четвертого вечера «Московского форума» была сконцентрирована вокруг проблем внутри социума и социальной критики общества. Своего рода «зеркалом» предложенного дискурса стал черно-­белый немой фильм Жана Виго À propos de Nice, высмеивающий праздничную беззаботную жизнь буржуа 1930-х, музыку к которому написал Франсуа Парис. Сонорное и сонористическое звучание инструментов (ансамбль «Студия новой музыки» исполнил композицию синхронно с изображением короткометражки на экране) максимально диссонировало с атмосферой документального кино. Другая, не менее социальная пьеса – The 1987 Max Headroom Broadcast Incident Мауро Ланцы посвящена одной из первых хакерских атак на телевидении. Резкие, неприятные для слуха звуки, издаваемые струнным квартетом «Студии новой музыки» в сопровождении электроники, словно имитировали момент захвата трансляции, панику, суматоху, страх. Неожиданный взгляд на существование людей сегодня предложила перформативная команда Waldgang под предводительством студента-­композитора консерватории Павла Полякова. Ребята записали видео, в котором мелкие монеты, соответствующие размеру нашего МРОТ, переплавляются в колокол – таким образом показывая, как из материального рождается духовное. На сцене тем временем творился настоящий ритуальный акт: сначала Поляков издавал звуки горлового пения, затем сам колокол внесли на своих плечах накачанные атлеты.

Заключительный концерт фестиваля получился без преувеличения мощным, объединив в себя сверхтехнологично-­изобретательное, мультимедийное, электроакустическое – все то, что наверняка в ближайшем будущем станет таким привычным кирпичиком строительного фундамента композиции, как мелодия или тональность, и вскоре займет свою полноценную нишу в развитии современной академической музыки. Именно этот исторический эволюционный процесс считывался в пьесе Николая Попова ARTRA, где сквозь энергичные ритмы ударных и электроники, как призрак прошлого, периодически проступала цитата из «Весны священной» Стравинского – фрагмент Пляски щеголих, записанный с позолоченного диска корабля «Вояджер-1». Интерлюдии Станислава Маковского, созданные для дисклавира, словно напомнили о том, что возможности контроля компьютера над акустическим инструментом еще не исчерпаны: стоит ли говорить, какой восторг у публики вызвал самозвучащий рояль, издававший незатейливые танцевальные мелодии. А грандиозной точкой этих пятидневных музыкально-­мозговых штурмов на темы FUTURO // LOGOS, ECO // LOGOS, COSMOS // LOGOS, SOCIO // LOGOS, TECHNO // LOGOS оказался перформанс Star me Kitten Александра Шуберта. Здесь действия, проговариваемые лектором-­ведущей и транслируемые на экране (любить, работать // это мой дом, это я репетирую пьесу для сегодняшнего концерта), имели своего музыкального «двой­ника» – тот или иной звук, аккорд, фрагмент, выполнявший функцию озвучки откровенно трешового и местами психоделического видео. Исполнители же суперзрелищного действа во главе с харизматичной Аленой Верин-­Галицкой и вовсе превратили эту «лекцию о связи звука и содержания» в настоящий рейв: казалось, что стены Рахманиновского зала вот-вот раздвинутся, потолок обрушится, и мы окажемся не то в клубе, не то в электронной студии, в общем, в пространстве пока что призрачного будущего.

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати