Бумажный питекантроп и полеты в космос События

Бумажный питекантроп и полеты в космос

Открылся фестиваль Дианы Вишнёвой Context

В этом году спектакли фестиваля  Context идут с существенными промежутками во времени: если «Шахерезада», где на сцене появится сама Диана Вишнёва в компании с Пермским балетом (спектакль о жизни последней иранской шахини и о том, как женщину с европейским образованием чуть не поглотила восточная хтонь, вдруг приобретает особую окраску в наши дни в связи с событиями в Афганистане), будет 3–5 сентября в Москве и 9, 10 сентября в Петербурге, то уже следующий спектакль – «Эго» Нурбека Батуллы – заставит себя ждать до 17, 18 и 22 сентября соответственно. Испанская Pasionaria компании LaVeronal явится 30 сентября и 1 октября в Москве и 4 октября в Петербурге, а вечер одноактовок в постановке российских современных хореографов (Эрнест Нургали, Анна Щеклеина, Ольга Лабовкина) завершит фест 29 и 30 сентября в Москве и 3 октября в Петербурге. Тем не менее и маленькая иностранная программа и достаточно объемная российская начались почти одновременно: спектакль эстонской труппы Fine 5 под названием «FN» и спектакль в постановке Павла Глухова «Бумажный человек» заняли два московских вечера подряд.

Fine 5 – это ветераны контемпорари, труппа образовалась в Эстонии в 1992 году. О них еще в прошлом веке рассказывали легенды, к ним фанаты ездили на премьеры, и они периодически навещали Россию – и даже сотрудничали с екатеринбургскими «Провинциальными танцами», десять лет назад поставив им спектакль. Как у всех (почти) ветеранов, у Fine 5 есть определенные долгой жизнью в искусстве черты. Это – в плюсе –  безусловное качество движения, точность простраивания траекторий, внятная работа с музыкой (ею занимается сам лидер компании, Рене Ныммик). И это – в минусе –  полагаю, чувство некоторой успокоенности, уверенности в том, что публика будет внимательно слушать и смотреть все, что ей показывают. «FN», что труппа привезла на фестиваль, не хватало прежде всего нерва: повествование было слишком размеренным.

Посвящен спектакль был – сюрприз! – пандемии. На двух экранах появлялись монологи танцовщиц труппы – предполагалось, что каждая из них поставила смартфон и в него сообщает что-то аудитории. Одна размеренно резала капусту и так же размеренно говорила о том, что теряется чувство времени; вторая пыталась вести класс, используя в качестве подсобного предмета диван (ну, можно сидеть на диване и тренировать руки – ноги в этот момент отдохнут). Эти как бы видеотрансляции перемежались со сценами, когда все артисты – прекрасные пять – выходили на сцену живьем и демонстрировали, как они снимают стресс в это сложное время.

Кто-то явно представляет себя в армии (ну, мол, отслужишь – и вернется нормальная жизнь) – и потому в фонограмме раздается размеренный топот сапог. Кто-то воображает себя в море (длинные волосы танцовщицы распущены, закрывают лицо, и она как-то странно полуприседает на одной ноге, вращая другой в воздухе, –  такая свобода от опасения рухнуть, потерять баланс, возможна, кажется, только  в водной среде). «Атлет» прыгает как заведенный, «восторженная девочка», суетясь, бегает по сцене – и переведи ее бег в речь, получится щебетание на высоких нотах. Реальность изоляции (когда каждый спасается как может) зафиксирована добротно, но беда в том, что в пандемию смотреть спектакли про пандемию – это участь очень сильных духом людей. Как известно, в Великую Отечественную снимали и документальное кино, но наибольшим успехом пользовались фильмы вроде «Антон Иванович сердится» – потому что давали людям вздохнуть, а это тоже функция искусства.

Московский хореограф Павел Глухов в противоположность эстонцам решил отрешиться вообще от всяких намеков на злободневность и поставил спектакль «Бумажный человек» о некотором цикле изменений, свойственных человеческому существу как таковому. (За музыкальное оформление спектакля отвечал Василий Пешков.) Из громадной кучи мятой упаковочной бумаги в начале спектакля выбирается человек (замечательно пластичный и немало одаренный актерски Васко Насонов) и в конце спектакля в эту кучу возвращается, зарывается в ней. За пятьдесят минут герой успевает походить на четвереньках и побегать на них, заняться самоудовлетворением (завернувшись в несмятый еще бумажный лист, так что о процессе свидетельствуют только колебания торса), приволочь тряпочную куклу выше человеческого роста, броситься с ней в страстный роман (по древним эстрадным правилам ноги «партнерши» пристегнуты к ногам танцовщика) и прикончить, когда та начала позволять себе слишком многое и сама выбирать траекторию движения. Все мы вышли из грязи (пардон, бумаги) и все в бумагу вернемся – вероятно, таково философское послание автора, отправившего героя в финале туда же, где он был в начале. Что ж, Глухов не первый хореограф, который не верит в улучшение человечества со временем – и это его право.

Существенным новшеством фестиваля в этом году будет формат вечера современной хореографии – если раньше каждому автору, отобранному жюри Context для показа, давалось десять минут и вечер неминуемо превращался в концертную кашу, теперь трем авторам заказаны полноценные одноактные спектакли. Таким образом повышается статус молодых современных авторов – они встают в ряд с Алексеем Мирошниченко, сотворившим «Шахерезаду», и Маркосом Морау, запускающим в своей Pasionaria человечество в пространство (не)научной фантастики. Context развивается – и следить за ним по-прежнему интересно.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»