Буратино в виртуальной реальности События

Буратино в виртуальной реальности

В Нижегородском театре оперы и балета представили новую постановку балета «Золотой ключик» на музыку Мечислава Вайнберга

Партитуре уже за шестьдесят, но она по-прежнему звучит свежо. Музыка яркая, духоподъемная, хотя и не простая, даже изощренная, в ней чувствуется влияние Прокофьева и − особенно – Шостаковича, есть и джазовые мотивы. Словом, есть что поиграть, и тут мой респект оркестру и дирижеру-постановщику Федору Леднёву, который «не по-детски» отнесся к этой работе.

Балет был написан по заказу Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко, на сцене которого в 1962 году и состоялась мировая премьера (хореограф – Нина Гришина). Спектакль шел на ура, в 1979 году его сыграли в двухсотый раз. Для Вайнберга это произведение оказалось этапным, поскольку оно стало первым, воплощенным на сцене, и сразу – таким успешным. Постановки шли одна за другой: в 1974 году родилась версия балетмейстера Минтая Тлеубаева в Оперной студии Ленинградской консерватории, там «Ключик» тоже шел долгие годы; затем последовали спектакли «Русского камерного балета “Москва”» и «Классического балета XXI век» (также в хореографии Тлеубаева).

В Нижнем Новгороде мы увидели новое прочтение классики ХХ века: и либретто, и хореография пересочинены молодым танцовщиком и хореографом, английским итальянцем Алессандро Каггеджи, которому еще нет и тридцати. Он приехал в Россию десять лет назад − учиться в Московской академии хореографии, да так и остался, стал солистом Театра имени Мусы Джалиля в Казани, а с этого сезона влился в балетную труппу театра «Урал Опера Балет». Параллельно ставил, но до сих пор это были миниатюры или одноактные спектакли, один из них, кстати, вошел в недавний проект «Терезин-квартет» в том же Нижегородском театре.

«Золотой ключик» − его первая крупномасштабная работа и первый детский балет, хотя с постановками для детей Каггеджи хорошо знаком, не раз участвовал в них как танцовщик − в «Белоснежке и семи гномах» К. Хачатуряна и «Шурале» Ф. Яруллина. К хрестоматийному сюжету сказки Алексея Толстого, которая, в свою очередь, написана по мотивам «Пиноккио» Карло Коллоди, Алессандро подошел креативно: папа Карло из старого шарманщика превратился в IT-инженера, и Буратино он «выстругал» не из полена, а сотворил с помощью компьютерных технологий и искусственного интеллекта. Мальвина (Татьяна Пельмегова) тоже меняет статус: это уже не девочка с голубыми волосами, а фея, которая как бы курирует всю историю, «ведет» героя, то поощряя, то наказывая его − точь-в-точь, как в сказке «Золушка». Она ругает его за хитрости и ложь (и тут нос Буратино растет – именно как в сказке Коллоди), а потом, добившись от мальчишки раскаяния, прощает его, и тогда нос его приходит в норму. Именно она, а не Тортила (которой тут вообще нет, как и крысы Шушары), владеет золотым ключиком, она же и одаривает им Буратино в финале. Еще из новаций: Кот и Лиса тут меняются ролями – Алиса превращается в полузверя-получеловека Ли́са, хитреца и прохиндея, похожего, как мне показалось, на своеобразного Остапа Бендера. А Кот становится черной Кошкой (признаться, я не сразу это поняла, подумала, что просто лиса такая, чернобурка) – весьма грациозной и привлекательной.

 

В принципе, идея с цифровыми технологиями в случае с «Золотым ключиком» лежит на поверхности, сюжет сказки Алексея Толстого просто просится, чтобы его осовременили. Алессандро Каггеджи считал своей главной целью создание произведения, понятного и близкого современным детям. И это ему удалось: получился легкий нескучный спектакль, который смотрится на одном дыхании, и, что очень важно, задорный и веселый. В зале то и дело раздается смех, а когда такое бывало на балетном спектакле? Но ведь действительно забавно, когда, например, в самом начале − в момент, так сказать, «очеловечивания» Буратино − Папа Карло (Артем Зрелов) неловко и невероятно смешно танцует в дуэте с угловатой куклой, оживающей в его руках. При этом Карло здорово похож на Доктора Айболита − такой интеллигент в очках, с седой бородой, в белом костюме и чепчике − пожилой, но продвинутый айтишник, а Буратино (Сюго Каваками) с огненно-рыжей шевелюрой в малиновом цирковом костюме смахивает то ли на клоуна, то ли на фрика. Обаяния ему не занимать: парень заряжает необыкновенным позитивом, брызжущей энергией, он рад и открыт всему миру.

Рисунок его танца эксцентричен и эмоционален, как и он сам. Вполне себе человек, и, как все современные люди, не расстается с гаджетами: вместо азбуки Буратино получает планшет, а потом, попав вместе с одноклассниками в страну «Диджиталию», увлекается компьютерными играми и виртуальной реальностью с помощью VR-очков, которые ребятам подсовывают Лис и Кошка (Максим Муринский и Любовь Савукова), чтобы воспользоваться ситуацией и скрыться с мешком денег. Впрочем, злодеи были «страшно» наказаны. Как? Не поверите: согласно либретто, в «Театре солнца», хозяином и главным художником которого становится Папа Карло, Лис и Кошка теперь работают билетерами. Еще более «суровая» кара настигает Карабаса-Барабаса (Андрей Орлов), чей яркий эксцентричный образ дополняет неизменная плетка. Но когда в итоге у него «отжимают» театр и «понижают в должности» до уборщика, он, проезжая по сцене с тележкой для уборки, бросает в мусорную корзину плетку с тяжелым вздохом: мол, не нужна ты мне больше, и как теперь жить? Это один из самых выразительных и по-настоящему смешных эпизодов. Карабаса даже жалко: найдет ли он себя в роли уборщика?

Мне кажется, вся эта цифровая и IT-история не «зашла» бы современной семейной аудитории, если бы была сделана всерьез. Но плюс подхода Алессандро Каггеджи именно в тонком юморе, иронии, которые автор новой версии балета наносит легкими негрубыми штрихами.

Ну и, может быть, главное, что должно быть в сказке: мораль. Какова она тут? Алессандро ответил мне на этот вопрос так: «Каждый персонаж здесь ищет свободу, свободу творчества. И ее можно найти, но точно не в цифровом мире, не в телефоне, в котором и я, признаться, “зависаю”, а все-таки в мире настоящем, в настоящем искусстве, настоящем театре».

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»